Возвращение на Тенгиз после вспышки КВИ: что с расширением месторождения
Не приведет ли повторная мобилизация работников к новой вспышке?
С сентября «Тенгизшевройл» начал вновь завозить сотрудников на месторождение. За несколько месяцев простоя компания изрядно отстала от сроков расширения месторождения. Не приведет ли попытка нагнать отставание к массовому заражению и очередной вспышке конронавируса? На каком этапе сейчас работы и выгоден ли стране этот проект? В этих вопросах разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Работы по проекту будущего расширения (ПБР) Тенгиза застопорились весной – с марта по май компания вывезла около 27 тысяч сотрудников, не занятых непосредственно в добыче сырья. В апреле, напомню, у одного из работников обнаружили коронавирус, поэтому пришлось вводить жесткий карантин и эвакуацию персонала. На тот момент на месторождении трудились около 45 тысяч человек. С 1 сентября «Тенгизшевройл» начал повторную мобилизацию персонала. Как рассказывает председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков, компанию сильно поджимают сроки. До пандемии ТШО итак отставал на 8 месяцев, а с коронавирусом и вовсе
«Пандемия внесла еще большую корректировку, так как по срокам реализации они итак отставали. Поэтому там сильная работа идет по восстановлению полного объема работ.
Сейчас активно идет работа по ремобилизации. Потихоньку работников запускают на площадку с настороженным подходом. Численность людей не сильно наращивают пока. Придумали такой алгоритм, что человек, выезжая с региона, сдает ПЦР-тест, потом прилетает и ложится на 10 дней в Атырау в снятых подрядчиками гостиницах. Затем снова сдают ПЦР-тест и только после этого их завозят на территории Тенгиза. По-другому попасть туда невозможно. Это делают для того, чтобы в дальнейшем там не произошла вспышка. Сейчас там около 3 тысяч человек работают. До конца года хотят завести 9-11 тысяч работников. А в следующем году к марту-апрелю выйти на допандемийный уровень – чтобы на Тенгизе работали до 45 тысяч человек», – рассказывает председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.
Основная работа на месторождении сейчас ведется по сборке модулей, то есть, каркаса самого завода. Меньшая часть модулей была сделана в Казахстане, основной заказ был размещен в Южной Корее. До конца ноября стоит задача – доставить южнокорейские модули в Казахстан. Они сейчас в пути. В декабре планируют уже собрать их. Далее пойдут уже внутренние работы – прокладка труб, проведение электричества, отделка. Ну, и, разумеется, бурение новых скважин. Как иначе будет увеличиваться уровень добычи сырья?
«Также там планируется пробурить более 60 скважин. Увеличение добычи – это однозначно бурение новых скважин. Бурение начнется уже в 2021 году. С большой настороженностью правда сейчас относятся к этому. Неизвестно, чем и когда закончится пандемия. Во-вторых, цена на нефть сильно лавирует», – говорит наш собеседник.
Благодаря новым скважинам, по расчетам экспертов, добыча вырастет на 15 миллионов тонн в год. Правда, многие скептики считают, что компания не сможет окупить затраты из-за дешевеющей нефти и снижения спроса на черное золото. Однако у нефтяников другое мнение на этот счет.
«От проекта будущего расширения Тенгиза Казахстан заработает около 30 миллиардов долларов. Это практически полуторагодичный бюджет Казахстана. Помимо этого, увеличится добыча нефти. Сейчас Тенгизский проект дает нам 27-30 миллионов тонн. После реализации проекта добыча увеличится от 15 до 17 миллионов тонн ежегодной нефти. Помимо самого сырья увеличится количество участников-компаний, станет больше рабочих мест, социальных выплат на регион», – утверждает Жаксылыков.
Для нефтесервисного рынка этот проект – действительно спасение. ТШО наряду с «Карачаганак ПетролиумОперейтинг» и Кашаганским консорциумом дают им 80% заказов, а значит, и прибыли. Нефтесервисный рынок сейчас насчитывает около 2 тысяч казахстанских компаний, где работают больше 200 тысяч человек.
В этом году на проект будущего расширения компания планировала потратить на оплату услуг и товаров около 36 миллиардов долларов, значительная часть которых оказалась бы у казахстанских поставщиков.
«Только на капитальный, текущий ремонт одна компания ежегодно расходует около 1.5-2 миллиардов долларов. В основном ремонт выполняют казахстанские компании. То есть, это дополнительный импульс и возможности для казахстанских компаний развиваться и увеличивать налоговые выплаты. Выплаты самого оператора после реализации проекта будут около 20 миллиардов. Еще надо учесть выплаты нефтесервисных компаний, которые там работают и тоже отчисляют налоговые выплаты. Я считаю, это нужный проект и очень важный проект», – заключил Жаксылыков.
Для справки: «Тенгизшевройл» был образован в 1993 году. Акционеры компании: Chevron (США) – 50%, ExxonMobil (США) – 25%, КМГ (РК) – 20%, СП «ЛукАрко» (РФ/США) – 5%.