COVID-19 и птичий грипп объединяются: эксперты не исключают появления супервируса
Следующий удар коронавирус может нанести, объединившись с птичьим гриппом, считают опытные медики
Нас давно пугают второй волной коронавируса. И, судя по обстановке в мире, COVID-19 действительно начинает новое наступление. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день в Европе регистрируют до 50 тысяч новых случаев заражения. Недельные показатели заражаемости даже превысили мартовские – в рамках первой волны. А впереди осеннее-зимний сезон – самый разгар заболеваний гриппом и ОРВИ. Корреспондент Azattyq Rýhy разбирался, готово ли казахстанское здравоохранение к удару и насколько удачно чиновники провели работу над ошибками.
Первую волну коронавируса в Казахстане вспоминают как кошмарный сон. В самый пик массового заражения не хватало ПЦР-тестов, а затем и мест в больницах. Люди стучали в закрытые двери, но не могли попасть в стационары с двусторонними пневмониями. Больные чуть ли не умирали на пороге больниц. В горячую июне-июльскую пору скорая помощь не успевала на вызовы, а порой и вовсе не приезжала. В авральном режиме на базах школ, спорткомплексов начали открывать временные госпитали. Больных с КВИ принимали в медучреждениях в ущерб другим пациентам, отменяя приемы и плановые операции. Не хватало врачей, медсестер. Вместо пульмонологов пневмонию лечили, к примеру, урологи. Дефицит кадров случился и во многом из-за заражения самих медиков. Те, кто лечился на дому, не могли раздобыть лекарства – на полках аптек не было элементарного аспирина, не говоря уже об антибиотиках.
На этот раз хаоса, суматохи и подобной картины уже не будет, пообещал казахстанцам министр здравоохранения Алексей Цой еще 3 августа. По его словам, койко-места, которые сейчас находятся в резерве, в полной боевой готовности, дополнительно закупаются запасы ПЦР-тестов и лекарств.
«На складах накапливаются лекарственные средства, дополнительно на розничный рынок оказывается содействие, то же самое по средствам индивидуальной защиты. У нас формируются запасы в каждом регионе для медорганизаций. Параллельно с этим готовим схему лечения для предоставления помощи на уровне поликлиник. Сейчас вся система здравоохранения готовится к этому периоду, аппараты ИВЛ поставляются, кислородные концентрации закупаются, поставляются благотворительными организациями», – отчитался главный врач страны.
Впрочем, и на такой добрый доклад у экспертов находятся контраргументы.
«Сейчас здравоохранение несколько готово, но опять-таки, насколько я слышал, были закуплены турецкие аппараты искусственной вентиляции легких, которые по своим характеристикам не являются самыми лучшими. Здесь было много вопросов по поводу того, почему выбрали именно этого производителя. В плане лекарственных средств, я думаю, будут готовы гораздо лучше. Здесь проблема тоже гораздо шире – она касается правил закупок. То есть у нас действует так называемое порочное правило минимальной цены. То есть главное достоинство в госзакупках – это дешевизна. А когда речь идет о здоровье человека, это не самый лучший механизм», – говорит в противовес министру доцент кафедры эпидемиологии, биостатистики и доказательной медицины Высшей школы общественного здравоохранения Рафаиль Кипшакбаев.
В последнее время ситуация у нас, похоже, стабилизировалась. Один за другим снимаются карантинные меры. Летом многие страны вернулись к более или менее обычной жизни, открыли границы. Все это привело к тому, что в ряде стран начались повторные вспышки заболеваемости. В европейских странах – Испании, Италии, Франции, Греции в последние недели наблюдается резкий рост числа заболевших. Особенно Франция показывает рекордные ежедневные приросты – около 10 тысяч новых случаев в сутки. Таких показателей не было даже в первую волну, в марте, когда эпидемия в этой стране выглядела критически.
В Казахстане на данный момент зафиксировано более 138 тысяч заражений вместе с ковидпневмонией. С 20 сентября начался рост заражений – в этот день зарегистрировали 45 случаев, 21 сентября – заболевших уже 67, а 22 сентября – 76 зараженных.
«Мы наблюдаем, что во Франции ежедневно более 10 тысяч случаев фиксируется, в Италии, в Корее – тоже. Являясь частью мира, было бы глупо сказать, что второй волны у нас не будет, несмотря на то, что очень много людей в той же Италии переболело.
У нас первая волна началась в июне-июле, а в Европе началась раньше, в марте. О второй волне во Франции начали говорить в конце августа, начале сентября. Примерно в конце октября, начале ноября, возможно, будет вспышка у нас. Но, скорее всего, она произойдет раньше, потому что народ у нас беспечный. Наблюдая за тем, какие у нас в аэропортах столпотворения, в кафе, ресторанах, магазинах, нельзя сказать, что санэпидобстановка у нас хорошая. Поэтому вторая волна будет, но народ не хочет это слушать и слышать. Обычно, когда говоришь о второй волне, сыпятся негативные комментарии типа «сдохните сами» – в таком ключе. Наш народ больше поверит в то, что самолеты распрыскивают вирус. В это они охотно поверят, при этом не нося маски, не соблюдая дистанцию», – прогнозирует Мынжылкы Бердиходжаев, заведующий отделением нейрохирургии ЦКБ МЦ УДП РК Алматы.
Во второй волне будет наблюдаться рост молодых больных, говорит эксперт. Многие из них будут болеть легко или бессимптомно, но они все же станут переносчиками вируса. К тому же ситуацию обострит осенний фактор – вторая волна эпидемии может начаться одновременно с сезонными болезнями. А в прохладную и дождливую погоду легче подхватить вирус. Тут еще и птичий грипп на севере страны – он еще сильнее ухудшает и без того непростую обстановку.
«Пример испанки, которая была в начале XX века. Тогда во вторую волну болели уже люди, которые не переболели во время первой волны. Это люди среднего возраста. Сейчас мы не знаем, как поведет себя коронавирус. Он может притухнуть или мутировать в неизвестном направлении и начать косить всех подряд. Такие вирусы могут мутировать, они непредсказуемы. У нас ежедневно случаи заражения продолжают фиксироваться. С приходом холодов начнутся острые респираторные инфекции, плюс в Северно-Казахстанской области бушует птичий грипп. Эти вирусы могут между собой как-то соединяться и обмениваться информацией. Если это произойдет, то вирусы могут начать косить людей. Поэтому надо быть готовым ко всему», – считает Мынжылкы Бердиходжаев.
«Уроки первой волны, думаю, даром не прошли. Мы уже привыкли к таким понятиям, как социальное дистанцирование, карантин, ношение масок. С одной стороны, у нас уже есть опыт, с другой стороны, есть понятие «мутация вируса», когда вирус может быть мутирован гораздо сильнее. Я думаю, что вторая волна будет не слабее первой», – утверждает Рафаиль Кипшакбаев.
Массовые заражения могут начаться и по вине самих людей. Несмотря на запрет, у нас продолжаются тои, поминки, юбилеи и другие массовые мероприятия. Сами чиновники не соблюдают карантинные меры, не говоря уже о простых жителях. Людей в масках на улицах стало заметно меньше, в кафе и торговых центрах не соблюдают меры по дистанцированию. Если начнется массовое заражение, летнего аврала нам не избежать.
«В июле за одну неделю выполнен годовой объем по пневмониям. Такой госпитализации не было никогда, учитывая, что терапевтические койки в нашей стране с каждым годом сокращались и вся эта служба передавалась амбулаторной помощи. Я думаю, что наша медицина просто физически не была готова к тому, чтобы принять одномоментно огромное число пациентов.
На сегодня вроде бы и кислородом запаслись, аппаратами ИВЛ. Но если за неделю будет двухгодичный план по пневмониям, медицина не справится. Все это зависит от соблюдения банальных норм, таких как ношение масок и соблюдение дистанции. Сознательность наших людей очень низкая. Я каждый день слышу, что люди на тои ходят. Думаю, вспышку и дальнейшее распространение предупредить невозможно», – считает Бердиходжаев.
В случае, если массовые заражения произойдут, карантина или локдауна не миновать, говорят эксперты. Эти меры – последняя линия обороны, чтобы победить коронавирус на стадии местной вспышки.
Жан МУРЗА