$ 511.22  540.05  4.73
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
23.06.2020, 11:57
Аналитика

Казахстанский ПЦР-тест стоит 2 700 тенге. Почему люди переплачивают за импортные реагенты?

В неделю Казахстан выпускает 500 тысяч тестов, а километровых очередей на ПЦР-тестирование меньше не становится

Казахстанский ПЦР-тест стоит 2 700 тенге. Почему люди переплачивают за импортные реагенты?
Фото Асета Кундакбаева

Постоянно сдвигаемый санитарными врачами пик заболеваемости коронавирусом случился, пожалуй, только сейчас. Иначе как объяснить массовое заражение жителей, переполненность больниц и огромные очереди из желающих сдать ПЦР-тест? Со всех экранов сейчас нам твердят, что дефицита реагентов нет, тесты имеются в достаточном количестве и переживать на этот счет не стоит, мол, достанется всем. Тогда почему же образуются эти живые заторы? Может быть, тестов реально стало меньше или стало больше тех, кто хочет снять груз неведения и узнать, злосчастный вирус засел в нем или это просто ОРВИ? А может, причина до банальности проста – лаборанты устали и уже не могут работать на износ? То же можно сказать и о технике. И почему же никто из чиновников и их армии советников, аналитиков не предвидел такого положения дел? В унисон советуя всем нам готовиться ко второй ковидовской волне, они сами оказались не готовы даже к первой? Ну, и самый главный вопрос: почему люди переплачивают за импортные тесты, когда Казахстан выпускает в неделю 500 тысяч тестов стоимостью в 2 700 тенге? Корреспондент Azattyq Rýhy попытался разобраться.

В Казахстане уже стало традицией каждый месяц констатировать и копить провалы. После массовой истерии с выплатой 42 500 тенге, дистанционным образованием, блокпостами, завариванием подъездов, казалось бы, больше удивить и без того шокированный народ нечем. Но чиновники припасли для своих граждан куда большую проблему. Когда коронавирус добрался и до высших чинов, они, самоизолировавшись, начали заявлять, что мест в больницах не хватает, ресурсы на исходе, мол, лечитесь дома. Как лечиться – никто не сказал, умолчали и о том, как проверить легкие в домашних условиях, и еще много вопросов, начинающихся с «как?», остались без ответов. Понятное дело, что их отсутствие, ничего не говоря уже о четких инструкциях в таких случаях, привела к панике людей. Всем вдруг понадобилось срочно протестироваться и узнать ответ хотя бы на один вопрос: «Есть ли у меня коронавирус?». Повалили буквально все, кому надо и не надо. Нескольким лабораториям даже пришлось свернуть работу на несколько дней из-за наплыва клиентов.

В самих лабораториях утверждают, что тестов более чем достаточно. К примеру, в сети клиник «Сункар» их хватает, говорит глава учреждения.

«Дефицита вообще нет. Это все надумано. У нас в клинике хватает запасов на полтора-два месяца с учетом, если мы будем работать в нынешнем режиме. Если весь город к нам придет, то мы, наверное, «умрем». Но обычно к нам много не приходят. 300-400 человек в сутки к нам приходят. Мы небольшая клиника», – пояснил председатель совета директоров сети клиник «Сункар» Куаныш Керимкулов.

Он считает, что лаборатории больше не справляются с обработкой этих самих тестов. На исследование только одного ПЦР-теста в среднем уходит 8-9 часов. В контейнерах лаборанты получают данные с эпителиями носовой и ротовой полостей, в которых и живет вирус, если говорить простым языком.

«С этих данных выделяем их РНК (рибонуклеиновые кислоты), потом делаем набор аминокислот, из которых идет амплификация. Это процесс копирования участков ДНК, обычно содержащих необходимые сегменты. Это процесс очень простой, надежный.

Вот у нас три прибора для исследования есть. На одном приборе можно сделать в день девять закладок. Приблизительно 820 закладок можно будет сделать в месяц. Только в Алматы таких приборов больше 20», – продолжил Куаныш Керимкулов.

Но, видимо, и этого количества недостаточно для двухмиллионного Алматы. На днях самый крупный «игрок» по тестированию среди частников – лаборатория «Олимп» – заявил, что приостанавливает ПЦР-тестирование в Алматы и Нур-Султане. Учреждение, проводившее ежедневно около 8,5 тысячи тестов (по данным Минздрава), сослалось на «профилактические работы». Есть ли дефицит реагентов – в «Олимпе» не сообщили, по всей видимости, слишком заняты профилактическими работами. Другая лаборатория – Invivo – тоже озадачила временным прекращением тестирования. Эту меру объяснили «расширением лаборатории из-за высокого спроса».

В обеих лабораториях тесты стоят около 15,5 тысячи тенге, которые люди платят, разумеется, из собственного кармана. Скорее всего, это импортные. В клинике «Сункар», к примеру, реагенты закупают напрямую из России. Сейчас прозвучит новость, которая вас сильно удивит, потому что многие могли бы сэкономить приличную сумму. Дело в том, что в Алматы еженедельно производится 500 тысяч ПЦР-тестов. Один такой тест стоит 2 700 тенге.

«В неделю 500 тысяч казахстанских тестов производят. Цена одного теста – 2 700 тенге. Такого объема достаточно, чтобы покрыть внутренние нужды. Поэтому планов по наращиванию производственных мощностей нет. Тесты выпускают в Алматы», – сообщили нам в Национальном центре экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий.

Куда именно поставляют тесты – в госучреждения или частные лаборатории, в центре сказать затруднились.

Можно, конечно, предположить, что ими снабжают государственные больницы и поликлиники. Однако стоит открыть соцсети, как тут же на тебя хлынет поток жалоб на отсутствие тестов в государственных медицинских учреждениях. К примеру, житель столицы Нуржан Смайлов писал в Facebook 20 июня:

«Сегодня были в 9-й поликлинике Нур-Султана. Все печально. Медики сказали, что тестов нет и до 24 июня не будет. Обращений много и все с температурой, а врачи не знают, что делать», – написал Нуржан Смайлов.

Хотя буквально двумя днями ранее,18 июня, вице-министр здравоохранения Лязат Актаева на брифинге в СЦК уверяла, что никакого дефицита тестов в стране нет.

«В наличии сейчас есть свыше 390 тысяч тестов. На два города – Нур-Султан и Алматы есть порядка 200 тысяч тестов. Если сейчас идет около 28 тысяч тестов в сутки, то мы доведем до 30 тысяч тестов. В течение следующих 10 дней будет проведен закуп 1 миллиона 200 тысяч ПЦР-тестов», – заверила Актаева.

Хочется спросить: мы точно живем в одной и той же стране?

Пока Лязат Актаева уверяет в одном, ее коллега – директор филиала Научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга Жанар Сулейменова не стала спорить с тем, что лаборатории не справляются с нагрузкой. По ее мнению, проблема заключается не в отсутствии тестов, а в отсутствии лаборантов и нормального оборудования.

«Сотрудники вирусологических и ПЦР-лабораторий уже три месяца работают в суточном режиме. Соответственно, все лаборанты, владеющие методом, были подключены к работе. Бессонные ночи, большая нагрузка, ведь выделение нуклеиновой кислоты ручным методом является очень сложной и кропотливой работой, высокий риск при работе с инфицированным материалом.

Коллеги-лаборанты тихо и покорно работают, не говорят о проблемах, и уже три месяца несут огромную нагрузку, инфицируются, получают лечение и снова становятся в строй. Подготовить лаборанта, умеющего хорошо работать с дозатором и правильно капать, за короткий срок невозможно, только практический опыт», – утверждает Жанар Сулейменова.

Как она отмечает, оборудование в лабораториях изначально требовало замены и закупа нового. Кроме того, у аппаратов не хватает мощностей.

Глава же сети клиник «Сункар» Куаныш Керимкулов считает, что ажиотаж вокруг тестов создан искусственно, и виновны в ситуации обе стороны – и государственные медучреждения, и люди.

«У каждого пациента есть лечащий врач. Люди должны требовать, чтобы они им делали тестирование. Одна медсестра может сделать забор в день до 1 000 человек. Это не трудно. На забор мазков у одного человека уходит не больше полутора минут. Все просто – одна сторона не хочет работать, другая сторона ленится сходить», – считает он.

А мне напоследок хочется спросить: где же сейчас эти тесты казахстанского производства? Они вообще существуют? И почему государство не поставляет их в частные лаборатории, которые уже достаточно набили свои карманы за счет людской паники и страха? Некоторые семьи ведь между продуктами и безопасностью зачастую выбирают второе, затянув пояса и лишая детей действительно нужного. И к тому же где выделенные государством триллионы тенге?

Ромина МАКАРИМОВА

Новости партнеров