Общественники «за» новый объект, религиозные представители – против
В середине мая Управление комфортной городской среды Алматы разыграло тендер на разработку проектно-сметной документации строительства крематория. О необходимости печей для сжигания тел в Казахстане говорят с 1987 года, однако дальше разговоров дело не доходило. И вот в 2020-м власти решили все же взяться за крематорий. Может, лишние средства изыскали, а может, коронавирус так повлиял – непонятно. Очевидно одно – первому в стране крематорию быть. Правда, будет ли он пользоваться спросом? В силу религиозных убеждений мусульмане выступают против такой затеи, общественники же перечисляют массу положительных моментов, в том числе экономию земли на кладбищах. Все стороны выслушал корреспондент Azattyq Rýhy.
Точка в затяжном деле
Акимат Алматы проинформировал – ранее госорган планировал разработку ПСД строительства патологоанатомического бюро (морг) с крематорием, но планы рушила банальная причина – «отсутствие достаточного финансирования», потому вопрос постоянно откладывался.
«9 апреля этого года постановлением Правительства № 187 принято решение о выделение средств на строительство крематория. На сегодня начаты работы по разработке проектно-сметной документации. В дальнейшем, по мере разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения экспертизы будет рассмотрен вопрос строительства объекта», – сообщили в акимате Алматы.
Тендер на разработку ПСД выиграла компания DNT Center Stroy. Работу она выполнит за 40 миллионов тенге в течение пяти месяцев. В технической спецификации объявления информации мало. Известно лишь, что крематорий будет однозальный с двумя печами. Построить его планируют в Алатауском районе.
Кладбищ не хватает?
Сейчас казахстанцы могут кремировать родных лишь за границей. В основном – в Барнауле или Новосибирске. В одном из бюро ритуальных услуг сообщили, что услуга обойдется в полмиллиона тенге. За эти деньги тело увезут, кремируют и привезут обратно урну с прахом.
«Услуги оказываем, но на сегодня границы закрыты, пока не принимаем. Ориентировочно из Алматы отправить в Новосибирск, сделать кремацию и привезти урну с прахом – в 500 тысяч тенге обойдется. Около пяти дней все это занимает», – рассказали в бюро ритуальных услуг.
Спрос на кремацию обязательно будет, считают в Специализированном комбинате ритуальных услуг – компании, заведующей городскими кладбищами. Сотрудник организации Эрик Давов сообщил, что к ним часто обращаются с вопросами о кремации.
«К нам запросы поступают, что люди хотят кремировать. Спрашивают у нас. Я думаю, крематорий будут строить, потому что мы светская страна и реалии нашего времени показывают, что в мегаполисах есть крематории. У человека должен быть выбор. Кто-то, например, хочет тело забрать за границу, кому-то, может, так удобнее», – рассказывает инженер Спецкомбината ритуальных услуг Эрик Давов.
Кремировать можно не только трупы, но и биоотходы, говорит собеседник. Из больниц к ним часто привозят различные органы, вырезанные после хирургического вмешательства, младенцев, рожденных мертвыми. Их хоронят партиями по 70 килограммов. Кремации можно было бы подвергнуть и бездомных, безымянных, считает он.
«Со всех больниц поступают биологические отходы, которые захораниваются на кладбищах на специальных участках. По всем санитарным нормам проще было бы их кремировать, потому что неизвестно, какая операция была, чем человек болел. Есть еще невостребованные трупы. Люди, у которых нет родственников, некому их хоронить или бывает, что родственникам не нужны. Их тоже можно было бы кремировать.
Домашних животных люди тоже зачастую не знают, где хоронить. Их тоже можно было бы кремировать. Это было бы дешевле и лучше. Часто нам звонят и спрашивают, можно ли у вас захоронить животных», – продолжил сотрудник Спецкомбината ритуальных услуг.
За дефицит земель на кладбищах переживать не стоит – поспешил успокоить Эрик Давов. Сейчас свободны 60-100 гектаров земли. На этой территории можно похоронить 200 тысяч человек.
«Земель на кладбищах хватает, проблем с дефицитом нет. Приблизительно 60-100 гектаров свободны сейчас. Если учитывать, что одна могила должна занимать площадь не менее шести квадратных метров, то выходит, что на 100 гектарах будет 200 тысяч захоронений. Возможно, еще больше, потому что люди подхоранивают», – сказал эксперт.
Всего городские кладбища занимают 800 гектаров земли. По Алматы их насчитывается 70, но большинство закрыты. Если где-то свободной земли становится меньше, Спецкомбинат запрашивает у акимата новые участки под организацию кладбища. Участки под могилы предоставляют бесплатно, но все мы знаем, что порой похороны превращаются в нелегальный бизнес и родственникам покойных приходится выкладывать несколько десятков тысяч за место на кладбище, которое государство предоставляет абсолютно бесплатно.
В Спецкомбинате также рассказали, что оказывают услуги по захоронению. Выкопать могилу и закопать умершего стоит 55 тысяч тенге. Остальные услуги – по организации оградок, мазаров, венков и плит оплачиваются дополнительно. Судя по налоговым выплатам в бюджет, ежегодно компания зарабатывает сотни миллионов тенге.
Гореть всем в огне?
Сторонники строительства крематория одним из существенных плюсов видят как раз экономию земель и оздоровление окружающей среды за счет сокращения могил. Ниже будут и затраты на организацию погребения по сравнению с традиционными похоронами. По нашим подсчетам, в среднем затраты на похороны обходятся примерно в 200 тысяч тенге – это покупка сплитерных блоков, заливка фундамента, каменная плита, символика. В разы дешевле стоили бы услуги кремации. К тому же сейчас, когда в стране бушует коронавирусная инфекция, крематорий оказался бы как нельзя кстати.
«Растет город живых, и так же растет город мертвых. Ну, пройдет 50-100 лет, и что мы оставим потомкам? Город мертвых. Мы к тому же часто видим хоромы по 2-3 миллиона долларов на могилках. Я думаю, крематорий обязательно нужен. Во всем мире они есть.
Вот сейчас инфекционная болезнь распространяется. А насколько правильно соблюдение всех санитарных норм во время захоронения тех, кто умер от коронавируса? Через 30-40-50 лет может быть снова вспышка. Движение почвы, какие-то загрязнения и прочее, поэтому я думаю, что крематорий нужен», – высказал точку зрения член Общественного совета Алматы Нурлан Жазылбеков.
С ним солидарен биолог Бахтияр Ташенов. Эксперт считает, что умерших от коронавируса следует кремировать. Единственный момент – строить крематорий биолог советует под землей, чтобы воздушные массы не приносили в жилые зоны отходы объекта.
«Воздушные потоки у нас над всем городом. Поэтому крематорий лучше строить под землей, чтобы отходы от него не распространялись по ветру в жилые зоны. В Японии, Норвегии, к примеру, есть заводы, построенные под землей на метров 30-40. И там же, под землей все отходы сжигаются. Дым от сжигания, когда добирается до поверхности земли, он практически не пахнет и ничем не отличается от обычного воздуха. А если коронавирус попадет к каким-то грызунам через трупы, мы инфекцию в жизни не ликвидируем», – поделился мнением биолог Бахтияр Ташенов.
Специальное кладбище для умерших от коронавирусной инфекции в Алматинской области
К тому же, по его словам, можно будет избежать выделения трупных ядов. При разложении тела выделяются ядовитые вещества, и почва ими пропитывается. Учитывая долгий срок разложения – 50 лет – вывод один: на этих землях нельзя ничего строить, можно лишь обустроить парковую зону. В Алматы, кстати, много таких парков и скверов, построенных на территории бывших кладбищ. Это парк 28 панфиловцев, Фэмили парк, сквер на пересечении улиц Толе би и Муканова и другие скверы.
Религия в этом вопросе категорична, говорит теолог Расим Челидзе. Основы ислама не приветствуют кремацию, и по мусульманскому вероучению покойных надо хоронить в земле, а сжигание трупа считается кощунством.
«Кремация запрещена. С точки зрения шариата любой вид кремации запрещен. Но сейчас существуют и такие взгляды, когда кремационные моменты разрешают в исключительных случаях. Например, в случае чумы. В традиционном религиозном мусульманском обществе кремация не будет пользоваться спросом. Позиция категоричная», – пояснил теолог.
Хочется заметить, что религия к тому же запрещает и супердорогие похороны, но мало кого это волнует. Имамы ежегодно призывают людей отказаться от пышных поминок и дорогих ресторанов, но люди все же желают проводить родного человека в последний путь с особым размахом. Даже берут на это кредиты, главное ведь построить шикарный мазар, купить мраморную плиту и накрыть роскошный дастархан.
Такие похороны уже давно превратились в традицию, не имеющую никакого отношения к религии. И очень печально, что в таких вопросах об исламе не вспоминают, а начинают говорить о нем лишь когда это касается кремации.
«Когда я был депутатом Парламента, мы поднимали этот вопрос, и у нас ряд людей из мусульманских общин высказались против, сказали, что в исламе такого нет, так не принято. И я специально посмотрел в Саудовской Аравии захоронения. Там хоронят очень скромно и маленький камень ставят. Конечно, противников крематория будет немало, и сторонников будет немало. Но к этому надо идти. Если вы думаете о наших правнуках, давайте оставим им чистые земли, а не кладбища», – призвал общественник Нурлан Жазылбеков.
Жан МУРЗА