Иле-Алатауский нацпарк: Жангельды Сулейманов, Минэкологии и обвинения в коррупции

Сейтказин Ардак
09.06.2020, 17:21

Юрист утверждает, что тендер был «заточен» под одну компанию

Фото Асета Кундакбаева

Несколько недель назад алматинская общественность узнала, что Иле-Алатауский государственный национальный парк провел тендер на передачу части своих земель, а именно 35 гектаров, в частные руки на 49 лет. Алматинцев взбудоражила не только эта новость, но и факт проведения тендера «втихую», без учета мнения горожан. Волнует их и другой момент: территорию отдали компании, которая никак не связана с туризмом, экологией и, судя по данным из открытых источников, не имеет денег на счетах. Пока общество требует вернуть участки в госсобственность, а чиновники убеждают в правоте принятого решения, юрист Жангельды Сулейманов обнаружил ряд нарушений в проведении тендера и готовит петицию за возврат земель. Об этом он рассказал корреспонденту Azattyq Rýhy.

Изучив тендерную документацию, юрист Жангельды Сулейманов нашел по меньшей мере четыре нарушения. Первое из них касается непосредственно самих земель. Спикер считает, что каждый участок следовало выставлять на тендер отдельным лотом.

«Я обнаружил, что тендер был проведен с серьезными нарушениями. Первое нарушение – 34 участка отдали одним лотом. Эти участки нельзя было отдавать одним лотом. Их надо было дробить. Например, участок в Тургене – один, участок в Алма-Арасане – второй. А тендер одним лотом – это коррупционная составляющая. Ясно было, что тендер провели под одного участника. А они написали, что участки взаимосвязаны. Какая связь? Тургень – в 50-70 километрах от Алматы. Смотровая площадка Тургеня какое отношение имеет к палатке, которая будет в Алма-Арасане, который рядом с Орбитой? Между ними 100 километров. Они не взаимосвязаны, а они отдали все одним лотом, хотя по закону они должны были дробить участки. Должно было быть 34 лота. А они взяли все объединили и отдали одному человеку. Ясно, что под них заточено было», – подчеркнул Жангельды Сулейманов.

В декабре 2019-го – январе 2020 года руководство нацпарка разыграло тендер на корректировку генерального плана охраняемой зоны в части развития экотуризма. Корректировку провела компания «Қазақ жобалау құрылыс» за 5 млн 312 тысяч аккурат перед объявлением тендера о передаче земель. 6 февраля завершилась корректировка, 11 февраля провели тендер. Так вот, в обновленном генплане есть интересный момент, где руководителям рекомендуют выставлять каждый объект нацпарка отдельным лотом.

«Все объекты капитального строительства могут быть построены за счет разных источников финансирования (государственный бюджет, собственные средства парка, спонсорство, потенциальные арендаторы и т.п.). В зависимости от этого ГНПП (государственный национальный природный парк – AR) при необходимости может объявить тендер на выбор подрядчиков по их проектированию и строительству, выставляя каждый объект в качестве самостоятельного лота», – обозначено в генплане.

Более того, Жангельды Сулейманов считает, что под застройку руководство парка должно было отдавать конкретные участки, а не огромные территории.

«Второе нарушение – они должны отдавать конкретные участки под стройку. Им отдали сразу по 8 гектаров участки, но 8 гектаров невозможно застроить. 8 гектаров – это территория столичного Mega-центра. Это бред. Кто будет строить в Тургеньском ущелье или Алма-Арасане здание такого размера? Отдали просто землю, там будет построена гостиница максимум на полгектара, а остальные 7,5 гектара просто отдали людям в пользование. Так делать нельзя. Надо конкретный участок под строительство отдавать», – пояснил наш собеседник.

В генплане действительно есть участки по 8 гектаров, на которых инвестор должен построить какие-то объекты. Например, в Большом Алматинском ущелье 8,1 гектара отдали под глэмпинг (разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе), визит-центр и кемпинг (палаточный отдых).

«Третий момент – они написали, что участки отдаются под глэмпинги, караванинги, но у нас нет в законе понятия «глэмпинг». Это точно так же будет выглядеть, если я придумаю слово и под него отдадут земли. Это же бред, как можно отдать землю под неизвестно что? Они на самом деле собрались гостиницы строить. А глэмпинг – это просто комфортабельная палатка. Это палатка, где есть кровать, возможно, душ. Но они не собираются это делать. Они собираются там отели строить», – выразил свои опасения Жангельды Сулейманов.

Беспокоит спикера еще один пункт – отсутствие требований к строительству. По его словам, поставщик будет лишь в будущем согласовывать эскизы и проекты.

«Четвертое – не описаны вообще требования к строительству. Ни размеров, ни этажности глэмпинга – ничего нет. Просто написали «глэмпинг». Оказывается, что дальше будут согласовывать эскиз, проект. Это коррупция. Вся сделка – коррупционная. Потом настораживает момент, что они ее провели втихую. Не публично. Хотя сейчас министр экологии оправдывается. К тому же сами правила о передаче земель – коррупционные. Там никакой определенности нет. А мы все знаем, что отсутствие четких границ и правил дает право для свободного их толкования. К тому же никакой стоимости там нет – не указано», – заключил Жангельды Сулейманов.

В генплане пункты о строительстве объектов раскрыты лишь поверхностно.

«Строительство туристских комплексов предусматривает создание комплексов зданий и сооружений малой этажности, ориентированных на отдых и кратковременное проживание от 2 до 50 человек, бытовых корпусов (душевые кабинки и биотуалеты), кафе, спортивных и детских площадок.

Строительство гостевых домов предусматривает возведение одноэтажных домов на 10- 12 человек с душевыми, туалетами, обустройством территории и оборудованием автостоянки», – указано в генплане.

В документе привлекла внимание одна таблица – под заголовком «Перечень участков и объектов, переданных в долгосрочную аренду (по состоянию на 01.07.2017г.)». Согласно списку, представленному в таблице, 619 гектаров нацпарка отдали в аренду на 49 лет. Самые большие отданные участки находятся в Кокбастауском лесничестве – 169 гектаров и Мало-алматинском лесничестве – 158 гектаров. Договоры об аренде заключались в период с 2003-го по 2017 год. Всего площадь Иле-Алатауского нацпарка составляет 198 669 гектаров, если верить обновленному генплану. Природная зона расположена в Карасайском, Енбекшиказахском и Талгарском районах Алматинской области, а также на землях Алматы.

Однако в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов продолжают настаивать, что только частники справятся с таким объемом работы.

По данным вице-министра Ерлана Нысанбаева, подрядчик вложит 14 млрд тенге в течение 10 лет. По его прогнозам, за это время в Иле-Алатауском нацпарке построят 34 объекта, в том числе 20 коммерческих. Помимо этого, инвестор обустроит маршруты и 156 километров пеших троп, построит медпункты, глэмпинг, этноаулы и кемпинги. Также появится парковка на 2 000 машин.

Только откуда эти средства возьмет подрядчик, у которого на счетах нет нужной суммы и который ранее никогда не занимался проектами в области туризма и экологии? Напомним, что тендер выиграла фирма Александра Гужавина «Култау и К». В конце мая ее переименовали в «Туранга групп». Судя по налоговым отчислениям, указанным в открытых источниках, фирма не способна на реализацию столь крупных работ.

Фирма работает с 2004 года. Число работников – до пяти человек. Несмотря на такие, мягко говоря, скромные показатели, это не мешает учредителю вести дела из офиса компании, который расположен в премиальном бизнес-центре Esentai Tower. О самом Александре Гужавине информации мало. Ранее он был директором горнолыжного курорта «Кокжайлау» – с 2012-го по 2015 год. Также он руководил Шымбулаком перед Азиатскими играми. В бизнес-среде Гужавин более известен. Он был генеральным директором девелоперской компании Capital Partners Сержана Жумашова, который занимает 30-е место в списке Forbes самых влиятельных бизнесменов Казахстана.

Таким образом, чиновники отдают Гужавину 35 гектаров территории нацпарка под его обещания найти деньги. Общественность же государственные мужи просят потерпеть.  

«Они привлекали специалистов для реализации мастер-плана. Предоставили хороший мастер-план. Наша задача отследить, чтобы эти деньги вложили. Год пройдет – посмотрим. Первый объект – визитный центр, пусть сдадут, давайте посмотрим. По ходу работы будут прибавляться количество работников. Если свои обязательства не выполнят, то в следующем году мы расторгнем договор. Он может привлечь инвестора и поделиться долей», – сказал вице-министр Ерлан Нысанбаев.

Кроме того, сегодня он опроверг данные, распространенные ранее в СМИ и соцсетях.

Так, на днях другой известный юрист по земельным вопросам – Бакытжан Базарбек – обнародовал сведения, согласно которым огромная часть природоохранных земель Иле-Алатауского национального парка по результатам тендера предоставлена одной компании на 49 лет. При этом юрист уточняет, что чиновники отдали в аренду даже горы. К тому же инвесторы изменили целевое назначение участков – особо охраняемые природные территории превратились в земли сельскохозяйственного назначения, утверждал Бакытжан Базарбек.

Юрист обнародовал сведения о передаче земель Иле-Алатау в аренду

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов по этому поводу сообщил, что инвесторы не получают на руки актов на землю. Сегодня ведомство провело встречу лично с Бакытжаном Базарбеком и общественниками. Ерлан Нысанбаев утверждает, что ни один гектар нацпарка не был отдан ни под сенокошение, ни под пастбище. А целевое назначение земель не менялось, они оставались и остаются в собственности государства.

«16 528 гектаров «сидит» у нас, у государства, и никому больше не принадлежит, там никакая деятельность не велась. Там труднодоступные места в горах, нет никакой инфраструктуры, там ничего невозможно построить.

То, что данные о собственности земель не были вовремя юридически оформлены в базе данных, не вина министерств. За это пусть отвечают те, кто ведет данную базу. Это не относится к ответственности и полномочиям Министерства экологии. В любом случае эти земли фактически никуда не уходили, они были в собственности государства и никакая деятельность там не велась. Я за это лично отвечаю и могу ответить юридически по всем пунктам», – заявил на встрече вице-министр.

В подтверждение этих слов в ходе встречи он предоставил юристу Бакытжану Базарбеку и общественности соответствующие документы и карты земель.

В итоге стороны договорились о еще одной встрече, чтобы расставить все точки по дополнительным вопросам.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно: