«Можно распилить бюджет». Четвертый НПЗ – роскошь или необходимость?

Сейтказин Ардак
03.06.2020, 12:12

Новый комплекс по переработке нефти обойдется в 12 млрд тенге

Фото: kmg.kz, arkco.kz

В Казахстане вот уже на протяжении нескольких лет решается вопрос строительства нового нефтеперерабатывающего завода. Буквально на днях СМИ стало известно, что в Мангистауской области построят в следующем году четвертый НПЗ, однако позже информация несколько изменилась – теперь проект называют комплексом по переработке нефти. Соответственно, вопрос с новым НПЗ все еще открыт. А в этом году нефтяной баланс страны оказался очень и очень шатким – коронавирус и упавшая цена на сырье ударили по экономике одновременно. Вследствие долгого карантина снизился и спрос на нефтепродукты. А с экранов телевизоров чиновники наперебой твердят о кризисе. Так стоит ли тратиться в ближайшее время на столь крупные проекты?

Обсуждения вокруг строительства четвертого НПЗ в стране тянутся с советских времен – с 1991 года. Еще тогда было принято постановление о его возведении в Мангистауской области. Тогда даже построили часть инфраструктуры. Но объект заморозился из-за развала Союза. А затем постепенно и жизнь начала налаживаться: добыча нефти пошла вверх, потребление тоже повысилось.

Однако со временем построенные еще в советское время НПЗ начали давать сбои, и это приводило к дефициту бензина. Были времена, когда заводы покрывали всего лишь 40% потребностей страны. Периодически это ощущали на себе водители: многие наверняка помнят времена топливных коллапсов. Нехватка топлива компенсировалась тогда российскими поставками.

В итоге на чаше весов оказались два вопроса: построить новый завод или отремонтировать старые? Второй вариант перевесил и в 2009 году Правительство утвердило план развития НПЗ до 2015 года. К этому году планировалось модернизировать все три действующих предприятия.

Однако на деле модернизация затянулась аж до 2018 года. Сейчас три нефтеперерабатывающих завода – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский полностью отремонтированы. На этот долгий процесс потратили уйму денег – 6,3 миллиарда долларов. Помимо денег «КазМунайГаза» пришлось просить деньги у Банка развития Казахстана, экспортно-импортного банка Китая и Японского банка международного сотрудничества.

Зато после модернизации заводы смогли выйти на плановые показатели переработки. Каждое предприятие перерабатывает в год больше 5 миллионов тонн нефти и полностью покрывает спрос на внутреннем рынке. А во время чрезвычайного положения и карантина НПЗ чуть ли не простаивали. Поэтому эксперты не видят смысла в строительстве комплекса по переработке нефти в Мангистауской области.

«В 2016 НПЗ могли покрыть спрос внутреннего рынка на 70% по бензину, 80% – дизеля и 50% авиакеросина. После модернизации они покрывают внутренний рынок на 100%. Проблема в том, что с апреля 2020 года в Казахстане потребление бензина уменьшилось на 40%, авиакеросина – на 70%. Данных за май пока нет. Получается, в этом году у нас уже переизбыток. Три НПЗ имеющиеся работают сейчас на минимуме, на минимальных мощностях. Они не хотят, чтобы было затоваривание. В течение ближайших 10 лет – до 2030 года – у нас не будет дефицита по ГСМ, авиакеросина и дизеля, потому что три НПЗ до 2030 года покроют весь спрос», – прогнозирует аналитик по нефти и газу, бизнес-консультант в нефтегазовых проектах Абзал Нарымбетов.

Не видит смысла в новом проекте и его коллега Олжас Байганов. По его мнению, нет логики строить предприятие по соседству с действующим НПЗ.

«В Атырауской области есть НПЗ. Зачем его строить в соседней Мангистауской области? Зачем два равнозначных завода иметь в соседних областях? Крупный НПЗ надо строить в центре и на севере Казахстана – ближе к потребителям. НПЗ должен быть ближе к потребителям, в отличие от сырой нефти. Сырую нефть мы можем направлять в Новороссийск по трубопроводам и далее морем, а бензин и солярка обычно рассчитаны на определенный регион. НПЗ должны быть ближе к потребителям, чтобы быть экономически рентабельными. В случае же малого НПЗ мощностью 350 тысяч тонн как в Мангистауской области, комплекс может покрыть до половины потребности региона в нефтепродуктах», – рассуждает нефтегазовый аналитик Олжас Байганов.

Эксперты даже не могут назвать предприятие заводом – слишком уж маленькая мощность – всего 350 тысяч тонн в год. Исходя из таких данных, можно предположить, что глубокой переработкой сырья здесь заниматься не будут, что существенно повлияет на качество топлива, а значит и на двигатели транспорта.

«Завод, который построят в Мангистауской области, я думаю, не будет заводом глубокой переработки, потому что мощность у предприятия небольшая. Во-вторых, это не глубокая переработка нефти. Для того чтобы переработать бензин стандарта Евро-4, Евро-5, понадобятся более крупные модернизированные заводы», – анализирует Абзал Нарымбетов.

Небольшие комплексы, конечно, заведомо проигрывают крупным заводам по многим параметрам – качеству и себестоимости продукции. Но есть в них и свои плюсы. Они не превратятся в долгострой, что часто случается в Казахстане с большими проектами.

«Три действующих завода имеют мощность в несколько миллионов тонн в год. А завод мощностью в 350 тысяч тонн – это мини-проект. Даже сложно назвать его НПЗ. Но для Казахстана как раз больше подходят мини-проекты. Казахстанская история показывает, что большие проекты становятся супердорогими или так и не доходят до строительства», – считает экономист, нефтегазовый аналитик Олжас Байганов.

Большой вопрос навис и над финансовой составляющей. Кто же вложит деньги? Акимат Мангистауской области лишь сообщил, что это будет казахстанская компания. Какая именно – не уточнили. Эксперты предполагают, что инвестором может оказаться «КазМунайГаз». Если это действительно окажется так, то специалисты сильно разочаруются – они категорически против того, чтобы бюджетные деньги вкладывали в такие проекты. Не потому, что не потянут. Нет. Причина такой позиции кроется в отношении к деньгам. Чиновники относятся к ним с точки зрения освоения средств, а частные бизнесмены – с точки зрения вывода проекта на рентабельность и получения прибыли.

«Сейчас в стране проблемы с финансами, и если крупный четвертый НПЗ будет построен на государственные деньги или с привлечением госсредств, то подобный завод имеет риск раздутия бюджета и несоблюдения сроков строительства. Если же строить его решил частный инвестор, то есть уверенность, что все расчеты были произведены рационально.

При госинвестициях проект может стать очередным проектом, где будет просто освоение средств без акцента на эффективность возврата инвестиции. Если это будут средства частного инвестора или холдинга, который хочет вложиться в НПЗ с целью получения будущей прибыли, то проект имеет хорошие шансы на успех.

 В Казахстане очень тонкая грань между проектом ради будущих денежных потоков и проектом ради освоения средств. Во втором случае всегда есть риск того, что зачастую экономическая рентабельность проекта подстраивается под позитивное решение по старту проекта», – констатирует факты аналитик по нефти и газу Олжас Байганов.

Эксперт считает, что четвертый нефтеперерабатывающий завод может понадобиться Казахстану лишь тогда, когда возникнет необходимость вновь ремонтировать старые заводы. Как раз в такие моменты четвертый НПЗ станет спасательной шлюпкой.

«Четвертый НПЗ только физически нужен. Когда будет закрываться на ремонт и модернизацию один из трех действующих заводов, то тогда новый завод мог бы компенсировать», – считает Олжас Байганов.

Его коллега Абзал Нарымбетов уверен – завод необходим лишь в том случае, если топливо будет отправляться на экспорт. Для снабжения страны ГСМ сейчас достаточно и трех НПЗ.

«Единственная необходимость в строительстве большого завода возникает только в том случае, если нужно отправлять продукты на экспорт и это очень хорошая бизнес-возможность. Для этого надо изучать рынок: будет ли спрос в течение 5-10 лет у стран-соседей. Если будет рынок, спрос и финансовая возможность, то надо строить. Но и тут есть очень важный момент, пусть его строят частные инвесторы без привлечения государственных денег. Бизнес справится намного эффективнее и быстрее с переработкой нефти. Кроме того, есть еще нефтехимия. Она у нас вообще не развита. Но Казахстан еще не потерял эту возможность  - развить нефтехимический бизнес. Это очень прибыльная индустрия, но требует высоких технологий, квалифицированных специалистов и привлечения инвестиций. В идеале государство должно создать благоприятный бизнес-климат для частных компаний, чтобы обратить их внимание на бизнес по нефтихимии. Надеюсь, это произойдет в ближайшем будущем», – заключил нефтегазовый аналитик Абзал Нарымбетов.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно: