«Нужен порядок не на бумаге, а на дороге»: Нажметдинулы указал МВД на системные ошибки в сфере перевозок
Стареют автобусы, растет аварийность, но решения нет?

Накануне в Министерстве внутренних дел РК прошел правительственный час, где глава ведомства Ержан Саденов представил депутатам Мажилиса подробный доклад. Но не все данные прозвучали обнадеживающе. Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Болатбек Нажметдинулы прямо заявил: страна катится в транспортный тупик - автобусы стареют, аварийность растет, а перевозчики не могут обновить технику из-за бюрократических ограничений, передает Azattyq Rýhy.
Как заявил депутат в ходе правительственного часа, одной из ключевых причин роста числа ДТП со смертельным исходом остается износ междугороднего и межобластного транспорта.
«Наш парк стареет, а обновление фактически заблокировано решением Министерства промышленности. С 1 декабря 2024 года введено ограничение на ввоз бывших в эксплуатации автобусов. Теперь перевозчик не может напрямую закупить двух- или трёхлетний автобус за границей - для ввоза требуется сертификат от завода-изготовителя или его официального представителя. Но представитель в Казахстане не имеет права подтвердить подержанный транспорт, проданный частным перевозчиком, например, в Германии или Польше», - озвучил проблему мажилисмен.
В результате, отметил он, рынок оказался в тупике: новые автобусы слишком дорогие, а использовать подержанные невозможно.
«Парк стареет, аварийность растет, а государство делает вид, что не понимает взаимосвязь», - подчеркнул депутат.
Он предложил МВД и Министерству промышленности совместно разработать механизм допуска таких автобусов с обязательной сертификацией, техосмотром и контролем. Это, по его мнению, позволит реально обновить транспорт и повысить безопасность пассажиров.
Альфарды, серые перевозчики и тысячи скрытых нарушений
Отдельно Нажметдинулы указал в своем Facebook на проблему нелегальных перевозчиков, особенно владельцев популярных микроавтобусов Toyota Alphard и Hiace.
«Каждый день мы видим аварии с участием этих машин. Они не зарегистрированы как перевозчики, не имеют страхования, не оборудованы тахографами и работают вне закона. Водители сидят за рулем по 14-20 часов вместо положенных восьми, без отдыха и без контроля - это прямая дорога к трагедиям», - написал он.
По мнению Болатбека Нажметдинулы, Министерство транспорта РК не справляется с ролью администратора: не ведется сертификация малых автобусов, не контролируется наличие тахографов и страхование, не соблюдается режим труда и отдыха водителей.
Болатбек Нажметдинулы заявил, что направит в МВД больше тысячи зафиксированных фактов скрытых нарушений с указанием номеров, компаний и фамилий водителей. Эти данные, по его словам, должны стать основанием для проверок в рамках статей 572 и 797 Кодекса РК об административгных правонарушениях - «Нарушение режима труда и отдыха» и «Запрещение эксплуатации транспортного средства».
«Каждое ДТП - это не статистика, а человеческая жизнь. Когда люди погибают не от случайности, а из-за системных ошибок, это ответственность всех, кто должен был видеть и предотвратить», - подчеркнул депутат.
Он призвал МВД и Министерство транспорта взять проблему под жесткий межведомственный контроль.
«Нам нужны не отчеты, а реальные действия. Порядок должен быть не на бумаге, а на дороге», - резюмировал Болатбек Нажметдинулы.