Семь лет за сделку, в которой не участвовал? Предпринимателя судят в Алматы
Юристы говорят, что это опасный прецедент для всего предпринимательского сообщества

В Алматы предприниматель Арман Смаилов уже 7 лет находится под уголовным преследованием за сделку, в которой, как уверяет сам Смаилов и его адвокат - он не участвовал. Без ущерба, без доказательств, но с реальным приговором. Почему это дело стало тревожным сигналом для всего казахстанского бизнеса - в материале Azattyq Rýhy.
Уголовное преследование в отношении Армана Смаилова, акционера АО «Private Asset Management», началось в 2018 году. Однако на протяжении нескольких лет расследование неоднократно прекращалось за отсутствием состава преступления. Лишь в декабре 2021 года действия предпринимателя были переквалифицированы следствием как умышленные, якобы направленные на завладение денежными средствами под видом купли-продажи ценных бумаг.
Как отмечает сторона Смаилова, обвинение основано исключительно на показаниях предполагаемых потерпевших и одного посредника. При этом объективных доказательств, подтверждающих наличие преступного умысла или признаков мошенничества, в материалах дела не представлено.
10 сентября 2024 года районный суд №2 Медеуского района города Алматы признал Смаилова виновным по статье 190 ч. 4 п. 2 УК РК (мошенничество в особо крупном размере) и приговорил его к шести годам лишения свободы. Апелляция оставила приговор в силе.
Однако в феврале 2025 года Генеральная прокуратура внесла протест, и Верховный суд Республики Казахстан отменил оба судебных решения, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Однако новое решение снова не в пользу Смаилова.
После того как Верховный суд отменил приговор Арману Смаилову и направил дело на новое рассмотрение, процесс возобновился в первой инстанции. Однако теперь в центре внимания оказался новый эпизод - предполагаемая передача 765 тысяч долларов, зафиксированная, по версии обвинения, в одной из аудиозаписей. Именно этот эпизод и стал предметом нового витка судебных разбирательств.
Прокурор ходатайствовал о назначении дополнительной психолого-лингвистической экспертизы, чтобы установить, содержится ли в записях смысловой компонент, свидетельствующий о передаче денег от Смаилова Даутбаеву и Абишеву. При этом уже были проведены экспертизы - в том числе психологическая и филологическая. Защита считает, что новый анализ излишен и может затянуть процесс, особенно учитывая, что заключения предыдущих экспертов не выявили состава преступления.
«Они изучают разные аспекты. Между собой экспертизы не могут противоречить. А заключение - это лишь одно из доказательств, не истина в последней инстанции. Суд должен сам все оценить», - отметил представитель стороны защиты.
Несмотря на это, 8 июля суд вынес постановление, согласно которому судебная коллегия по уголовным делам сочла необходимым назначить новую экспертизу.
Редакция Azattyq Ryhy продолжит следить за развитием событий.