«Здесь он чувствует себя человеком»: мама ребенка с аутизмом о жизни между Москвой и Шымкентом
Как добродушные казахстанцы изменили планы одной семьи

Диана Федоренко – мама мальчика с аутизмом – уже несколько лет живет между Москвой и Шымкентом. Не ради себя, а ради сына: именно в Шымкенте её ребёнок впервые почувствовал себя в безопасности, начал общаться и перестал бояться окружающего мира. Azattyq Ryhy узнал, как Диана воспитывает сына и почему семья всё чаще задумывается о переезде в Казахстан.
Диана родом из Ташкента, но выросла в Казахстане. После школы она уехала в Москву, где поступила в университет и осталась. Сегодня в российской столице по-прежнему живут ее муж и старшие сыновья: один учится в медицинском, другой – в летном училище. А сама Диана с младшими детьми, включая 14-летнего Лешу, подростка с высокофункциональным аутизмом, находится в Шымкенте – пока в гостях у родственников.
«На самом деле, я не переехала окончательно. Пока только задумываюсь об этом – ради детей. Леша в Москве практически не выходит из дома. Даже поход в магазин вызывает паническую атаку: боится лифтов, касс, людей, не выходит на площадку, нет друзей. В школу отвозим на машине, и он как выходит из машины стремится сразу добежать до двери здания, чтобы не контактировать с миров. Атаки – по три–пять раз в день. Мы как будто заперты в своей квартире все. Все как у роботов – никто не замечает, даже соседи не общаются и никому нет дела», – рассказывает Диана.
По ее словам, в мегаполисе нет ни поддержки, ни круга общения. Нет ни одной родной души, потому что все родные в Казахстане. Однако поведение сына резко меняется после приезда в Шымкент.
«Здесь он сам хочет пойти магазин, спрашивает цену, берет сдачу – и главное, не боится. Продавщица может улыбнуться, помочь, просто поговорить. Леша начал гулять, кататься на качелях, сам выходить с младшей сестрой на улицу. А самое главное – почти исчезли панические атаки. Количество лекарств, которые ему нужны в Шымкенте, в разы меньше, чем в Москве», – говорит мама.
Одной из самых сложных тем, по словам Дианы, остается школа. В Москве обучение превращается для ее сына не в процесс получения знаний, а в ежедневный стресс.
«Он учится в коррекционном классе. В любой момент может возникнуть паническая атака и ребенка приходится забирать до окончания занятий. Я боролась за то, чтобы ребенок смог попасть в эту коррекционную школу, у нас она одна в округе и то в соседнем районе, но даже там сейчас он практически не учится по состоянию здоровья. У меня не осталось сил бороться с паническими атаками, они не дают жить и учиться полноценно», – вспоминает она.
В Шымкенте все оказалось иначе.
«Мы не ждали идеальных условий. Для меня важно было общение детей с моими родными. Смена обстановки для Леши. Потому что он живет в своем мире, не всем в нем есть место. Но тут все оказалось иначе, чужие люди, которые мне пишут и хотят помочь. Пишут даже учителя и предлагают помощь, коррекционные центры: «Давайте пробовать. Расскажите, что ему тяжело. Мы рядом». Я сама удивлена этому, столько поддержки. Меняюсь я и мои дети это тоже чувствуют. А Леша открывает двери в свой мир, благодаря этой поддержке людей из Шымкента. И это – огромная разница», – говорит мама особенного ребенка.
История Дианы быстро разлетелась по местным пабликам. Мамы особенных детей начали писать ей, приглашать на встречи. В Москве, по словам женщины, даже знакомые редко проявляют участие, не говоря уже о поддержке.
«Шымкент стал для нас местом, где ребенок с аутизмом перестает быть диагнозом. Он становится просто ребенком – со своими страхами, интересами, радостями. Таким, как все. И это, пожалуй, главное, что может дать город, страна и общество особенному ребенку – право просто быть», – подчеркивает Диана.