$ 516.93  542.52  4.98
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
30.11.2024, 14:13
Общество

Школьники Казахстана могут начать учиться с помощью смартфонов

Как edtech-проекты помогают улучшить качество образования в Казахстане

Школьники Казахстана могут начать учиться с помощью смартфонов
Фото: istockphoto.com/Kerkez

В Казахстане большое количество детей и подростков охвачено средним образованием, правда, качество его «недостаточно эффективно». Об этом говорится в Национальном плане Республики Казахстан до 2029 года, который был утвержден указом президента Касым-Жомарта Токаева в июле 2024 года. При этом, бюджетные расходы на обучение школьников ежегодно растут. Более того, сфера образования остается одной из самых коррумпированных. С приходом технологий в эту отрасль отмечается повышение интереса школьников к учебе, также и инвесторов к проектам. Казахстанские EdTech-компаний становятся востребованными за рубежом, проходят сертификацию и успешно внедряются в учебный процесс. Присутствуют ли эти проекты в казахстанской системе образования и способны ли они повлиять на ее качество, читайте в материале Azattyq Rýhy..

Рынок EdTech

В октябре 2024 года агентство Smart Ranking представил рейтинг EdTech-компаний Казахстана за 2023 год. По его результатам игроки из сегмента детского образования показали наибольший рост: он составил 62%, а суммарная выручка игроков — 11,8 миллиардов тенге. Проекты для детей привлекают инвестиции и растут быстрее рынка.

«На долю детского сегмента приходится 22% объема выручки топа компаний (+11 п.п. относительно 2022 года). Проекты для детского онлайн-образования растут быстрее других EdTech-игроков. Они показали положительную динамику выручки 62% к результатам предыдущего года, в то время как «Бизнес-образование» выросло на 55%, «Soft skills/Другое» — на 40%, а «ДПО» — на 19%», - говорится в отчете.

Ориентированные на школы EdTech-проекты привлекают большое внимание инвесторов. Как сообщает Smart Ranking, за 2023 год на рынке Казахстана состоялись три сделки: две из них приходятся на онлайн-школы для детей. Так, стартап Codiplay привлек 2 миллиона долларов от бизнес-ангелов и частного венчурного фонда Tumar Venture Fund. Платформа для подготовки к выпускным экзаменам BilimBer получила нераскрытую сумму в посевном раунде от венчурного фонда 500 Global.

Тренд на прогрессирование EdTech-проектов должен продолжаться, поскольку растет население Казахстана, а с ним и потребность в дополнительном образовании. Но на рынке EdTech наблюдаются серьезные проблемы, которые тормозят его развитие. Нехватка кадров, обладающих навыками в IT, в педагогике и управлении образованием – одна из главных проблем.

В качестве еще одной проблемы в Министерстве цифрового развития Казахстана назвали «слишком консервативный подход и сопротивление к внедрению новых технологий и методов обучения».

«Кроме того, с увеличением числа различных платформ и ресурсов мы можем столкнуться с тем, что будет снижаться качество контента, что в свою очередь может вызвать снижение уровня доверия к подобным продуктам», - сообщила пресс-служба Министерства цифрового развития и аэрокосмической промышленности.

Оценка госорганов

При этом в ведомстве отметили, что на фоне активного развития цифровых технологий наблюдается рост интереса к онлайн-образованию, особенно после пандемии, так как здесь потребитель получает доступ к гибкому и доступному формату обучения.

В Казахстане сейчас уже есть ряд стартапов и инициатив, активно работающих в сфере EdTech:

  • BilimLand: образовательная онлайн-платформа, предлагающая интерактивные учебные материалы и ресурсы для учителей и студентов;
  • Datanomix.pro: онлайн-школа обучения навыкам анализа и визуализации данных на базе платформы для автоматизации аналитики и отчетности Qlik;
  • Kundelik: система для управления школьным процессом, включая оценивание и взаимодействие с родителями и др.

Как государство поддерживает EdTech-проекты

Со стороны государства оказывается поддержка направлению EdTech, в том числе за счет финансирования и создания условий для стартапов.

Инновационный грант получил проект CodiPlay, основанный в 2021 году. За короткий срок проект привлек 950 тысяч активных пользователей по всему миру и успешно работает в тринадцати странах, включая Великобританию, Южную Корею и Саудовскую Аравию. Стартап был удостоен престижной награды Digital Innovation of the Year на международной премии The PIEoneer Awards 2024 в Лондоне. Основной продукт стартапа — приложение CodiPlay, где дети изучают языки программирования C++, Scratch и Python через аркадные игры. Проект также включает наборы робототехники CodiKit и веб-платформу CodiTeach для поддержки учителей. Оценочная стоимость проекта составляет 100 миллионов долларов. CodiPlay получил статус цифрового общественного блага от Digital Public Goods Alliance — инициативы, поддерживаемой генеральным секретарем ООН.

Еще один проект, который получил финансовую поддержку от государства - Smartestprep.  Это платформа, которая оказывает услуги по поступлению в вузы и подготовке к экзаменам. В результате была доработана онлайн-платформа, более 1200 абитуриентов выиграли стипендии на сумму 10 миллионов долларов для обучения в 22 странах мира.

Также ведомство оказывает поддержку данному направлению в рамках деятельности Astana Hub.

«Наш технопарк предоставляет уникальные возможности для стартапов, такие как доступ к специализированным акселерационным и инкубационным программам, которые помогают компаниям привлекать венчурные инвестиции, расширяться на международные рынки и развивать свои продукты на мировом уровне», - сообщили в пресс-службе Astana Hub.

Технопарк реализует программу финансирования IT-стартапов Seed money. К финансированию допускаются стартапы по семи приоритетным направлениям: artificial intelligence, blockchain, game development, space technology, defence technology, smart city, hardware. Сумма финансирования проектов составляет до 20 миллионов тенге в зависимости от их стадии развития - проекты на стадии MVP претендуют на финансирование до 10 миллионов тенге, проекты на стадии PMF, Scale на суммы до 20 миллионов тенге. Стартапы получают финансирование на условиях модели revenue share и подразумевает встречное обязательство по выплате 1% от совокупного дохода в течение трех-пяти лет после освоения средств.

Дети будут учиться через смартфон - уже реальность 

Современная система образования может прийти к формату обучения с помощью телефона, так как «в тренде» три ключевых направления: онлайн-обучение, геймификация, индивидуализация обучения - технологии, позволяющие адаптировать учебные материалы под нужды каждого студента.

«Казахстанские школьники отличаются высоким уровнем адаптивности и стремлением к новым знаниям, особенно в сфере технологий. Многие из них имеют ограниченный доступ к современным техническим ресурсам, поэтому мы стараемся предоставить решения, которые не требуют дорогостоящего оборудования. Использование смартфонов в обучении делает технологии более доступными, а дети проявляют большой интерес к интерактивным и практическим методам обучения», - сказал основатель проекта CodiPlay Жанадил Талдыбаев.

Он отмечает, что проект стремится к тому, чтобы разработка была универсальной и с учетом специфики каждой страны. Адаптация включает локализацию контента, перевод на местные языки и соответствие национальным образовательным стандартам.

«Мы уже получили европейскую аккредитацию по учебной программе K-12, что подтверждает соответствие нашей программы образовательным целям и требованиям европейских стандартов. Это позволяет школам в разных странах обучаться по сертифицированой программе, соответствующей международным нормам», - сказал он.

В планах — ежегодное обновление образовательной программы, внедрение новых технологий и расширение функционала приложения. Получение международных аккредитаций, подтверждающих соответствие европейским стандартам, является частью нашей стратегии по подтверждению качества и соответствия мировым образовательным нормам.

«Активно расширяем свое присутствие на международных рынках и уже работаем в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка), Турции, Южной Корее, Великобритании, Индонезии и других странах. Мы продолжаем адаптировать наш продукт под различные системы образования, чтобы сделать его доступным для как можно большего числа учащихся по всему миру», - сказал Жанадил Талдыбаев.

Курс – на искусственный интеллект

«Мы наблюдаем усиление роли персонализации обучения и применение искусственного интеллекта для адаптации образовательного контента под индивидуальные потребности учащихся. Геймификация и интерактивные методы продолжают набирать популярность, делая обучение более увлекательным и эффективным», - сказал Жанадил Талдыбаев.

Технологии виртуальной и дополненной реальности открывают новые горизонты для практического обучения в безопасной и контролируемой среде. По его словам, ожидается усиление международной интеграции образовательных программ.

Стоит отметить, в октябре этого года Astana Hub при поддержке Министерства цифрового развития и аэрокосмической промышленности запустил офлайн школу искусственного интеллекта Tomorrow School по peer-to-peer методологии обучения на базе образовательной платформы 01EDU.

В школе каждый ученик проходит обучение в своем темпе, выбирая те курсы и проекты, которые соответствуют его интересам и уровню подготовки. Это устраняет проблемы с универсальным подходом к обучению.

Благодаря активному взаимодействию между учениками развиваются такие важные навыки, как работа в команде, коммуникация и решение проблем, что особенно актуально для специалистов в области искусственного интеллекта.

Новости партнеров