В погоне за хайпом? Что толкает казахстанцев на безумные выходки на тоях
Жители страны будто бы стараются как можно больше удивить гостей
Тяжело представить казахстанскую семью, которая бы не проводила бы тои. «Отгулять» пытаются почти все жизненные радости – детские праздники, юбилеи, кудалыки (сватовства), свадьбы и прочие события. В последние годы на просторах Казнета вирусятся ролики с семейных торжеств, где их гости или хозяева совершают странные поступки. Они могут эффектно появиться в начале праздника, устроить необычные конкурсы или пуститься в дикий пляс. Недавно волну споров вызвал ролик с «шоколадным поцелуем» невесты и енешки во время тоя. Пользователи Сети оказались в недоумении: они гадали, что это за традиция, существует ли она на самом деле и в каком городе это собственно произошло. Корреспондент Azattyq Rýhy поговорила с профессором кафедры философии Факультета социальных наук Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусуп. Эксперт рассказала о том, какое влияние неординарные ситуации на тоях могут оказать на жителей страны. Также она ответила на вопрос, откуда взялась такая потребность в эпатаже у организаторов, гостей праздников.
Дня начала давайте вспомним о ярких выходках казахстанцев во время тоев, которые заметили СМИ и соцсети.
Внимание редакции Azattyq Rýhy привлек ролик со свадьбы, с необычной «традицей» кусания шоколода. Камеры гостей тоя запечатлели момент, как невеста кусает конфету, а второй край шоколадки берет ее енешка (свекровь).
Однако перед этим такой же «обряд» провела, по всей видимости, бабушка жениха. Пожилая женщина, открыв лицо невесты, первой обменялась с ней необычным способом шоколадом. И уже после нее мама жениха сделала то же самое. В какой-то момент начало казаться, что женщины будто целуются в губы через шоколад. Этот поступок вызвал жаркие споры среди казахстанцев. У многих он вызвал возмущение.
По просьбе корреспондента Azattyq Rýhy кафедры философии Факультета социальных наук Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусуп прокомментировала этот ролик.
«Такой традиции не было и нет, это желание эпатировать. И думаю, что инициатива идет от тамады. Ему платят деньги, и он готов разбиться, чтобы соригинальничать. Символически может пытались показать, какая мирная жизнь у женщин будет после свадьбы. Хотя в это сложно верится. Есть еще такое явление как тамада. Он ведь пытается тоже себя проявить, укрепить свой авторитет, чтобы о нем говорили, звали его на другие тои, вот он и делает что-то необычное, что-то кардинальное», – сказала профессор.
Необычные выходы главных «виновников» праздников
Удивить гостей тоя могут в самом начале семейного торжества. Так появилось видео одной из актюбинских свадеб. Молодожены решили въехать в банкетный зал на внедорожнике. На кадрах видно, как вышедшую из автомобиля девушку накрывают платком и затем сразу проводят обряд беташар (раскрытие лица невесты). Гости встретили молодоженов аплодисментами.
В другом случае жених, невеста, дружка и дружок также въехали в ресторан на машине, только уже на Mercedes. После их встретила танцевальная группа, призывая тепло поприветствовать молодых.
В городе Жаркенте юбиляр решил тоже покреативить и устроил целое шоу из своего выхода. Несколько мужчин внесли его в зал на специальной носилке. Ее свою очередь обклеили цифрой «50» со всех сторон. Сам юбиляр сидел довольный в шапане, радостно приветствуя гостей праздника.
На другом тое двое мужчин, возможно сыновья, торжественно внесли в банкетный зал пожилую женщину – прямо на стуле. Казахстанцы назвали их поступок нелепыми понтами, а другие подумали, что бабушка в силу возраста не может передвигаться сама.
Возмущения у пользователей Казнета вызвало видео, на котором жеребенок катал верхом ребенка прямо в зале ресторана. Животное в какой-то момент начало вести себя резво и, чтобы его остановить, понадобились двое крупных мужчин.
«Дикие танцы» и уят
Казнет переполнен свадебным контентом. Не все видео с узату или свадеб остаются в архиве у гостей и молодоженов. Некоторые, просочившееся в Сеть ролики, вызывают бурную реакцию у казахстанцев. Как правило, это видео с танцами во время антрактов или конкурсов. Под критику попадают все, кто решил танцевать по принципу – «танцуй, будто тебя никто не видит», будь то мужчина, женщина, пожилые или молодые люди. Некоторые своими танцевальными навыками удивляют, а некоторые вызывают гнев.
Так, казахстанцы пристыдили пожилого мужчину, который участвовал в танцевальном номере с девушкой-танцовщицей. Чувственный танец был исполнен под песню Lara Fabian «Je t'aime». Дедушка старался подыгрывать девушке, но в какой-то момент, видимо, не удержался и захотел поцеловать партнершу.
Также «под раздачу» попала гостья тоя, которая во время танцевального соревнования взяла стул, устроив с ним, по мнению казахстанцев, откровенный танец. Многих смутили ее нескромные движения.
Но есть и исключения: на одном из видео дедушка, повторявший за профессиональными танцовщицами движения, больше пришелся по душе пользователям соцсети. Он действительно органически смотрелся во время танца.
Мнение эксперта
Все выше перечисленное на тоях эпатирует гостей, а затем и казахстанцев, если ролики попадают в Сеть. Раушан Иманжусуп рассказала, что на самом деле склонность к эпатажу у казахского народа в крови.
«Стремление к эпатажу было задолго до соцсетей, это всегда у нас в крови было. Потому что наши предки старались удивить публику своей силой, мудростью, нарядами. Во времена биев, жырау, акынов была такая потребность показать себя. Им было, что сказать. Те же батыры тоже хотели подремонтировать свои силы, каждый, так или иначе, старался заявить о себе. Это с тех времен еще. В наше время люди тоже стремятся к эпатажу. Это в крови у нас, как я говорила ранее. Сейчас влияние соцсетей также добавляет желание выделится. На протяжении всего времени всегда было, что люди стремились к приобретениям – это отголоски капитализма. Люди будто хотели быть лучше, соревновались, у кого каких материальных ценностей больше, кто какую квартиру купил, кто выше себе дом построил, у кого дети заграницей учатся, кто богаче», – сказала профессор.
Она отметила, что современные тенденции повлияли на сложившееся веками обычаи и традиции.
«Обычаи и традиции в связи с влиянием социальных сетей тоже поменялись. В Instagram разместить фото, показать какое убранство было, какое платье было у невесты, вот эти шоколадки, которыми делятся. Сейчас даже обряд беташар совсем ушел от своих истоков, там вообще близко даже нет. Женщины, женгелер (жены старших братьев – AR) по обе стороны от невесты стоят без платков, ну это ладно. Зачастую они не знают, как правильно делать поклон (cалем беру – AR). Они просто берут и наклоняют голову и больше ничего. И это все продолжается и уже нет проникновения в суть этого обряда. А суть его очень глубока и философична, и я думаю, что зря пренебрегают его главной философской и культурологической целью этого обряда. Невеста же идет в другой род, она же должна выразить свою готовность влиться в него. Она же уходит из своего дома, она не будет там уже. Сейчас выходят замуж и на следующий день снова в родительском доме, а раньше такое представить даже невозможно было», – обратила внимание Раушан Иманжусуп.
Она порассуждала о влиянии неординарных выходках на тоях на казахстанское общество.
«Эпатаж – он у нас в крови. В неразумных пределах в нем ничего хорошего нет. А вот эпатаж, если встряхнуть людей, что-то новое внести, то еще куда ни шло. Вообще эпатажа у нас сколько хочешь, вплоть до раздевания, до продевания колец в носы, пупки. В соцсетях его тоже много, там и маленькие дети делают эпатажный контент, чтобы просмотры многомиллионные набрать», – пожытожила профессор.
Действительно, Раушан Иманжусуп права, сегодня в погоне за лайками и одобрением общества люди готовы на разные, порой, мягко говоря, странные поступки. Такое происходило и раньше, но соцсети позволяют сохранить их надолго.