Риски будут исключены: как новый закон о госзакупках снизит коррупцию в Казахстане
Законопроект имеет социальную направленность
Сфера государственных закупок в Казахстане всегда была предметом споров и критики. Зачастую, затяжные сроки проведения процедур и излишний бюрократизм затягивают процесс экономического и социального развития страны. О реформах в законодательстве государственных закупок впервые заговорили в 2022 году. Тогда глава государства поручил Правительству разработать совершенно новый закон «О государственных закупках». Сейчас его проект находится на рассмотрении Мажилиса. Он получил одобрение на первых слушаниях 3 апреля 2024 года. Рабочей группой активно вносятся коррективы и поправки для второго слушания, которое состоится 15 мая этого года. О том, какие именно новеллы будут внесены в законопроект на очередном заседании, корреспонденту Azattyq Rýhy. рассказал руководитель рабочей группы по разработке законопроекта о госзакупках, депутат Мажилиса Руслан Кожасбаев.
В первую очередь депутат признал необходимость перемен.
«Действующий Закон «О государственных закупках» был принят в 2015 году. Проблемы, которые мы сегодня слышим в регионах требуют новых подходов в госзакупках. Поэтому, я считаю, что сейчас настало время принятия нового закона «О государственных закупках», - отметил Руслан Кожасбаев.
По его словам, рабочей группой в новом законопроекте максимально сокращаются сроки процедур и упрощается закупочный процесс. Большая часть работы была направлена на минимизацию коррупционных рисков.
«В целом, чтобы уменьшить коррупционные риски, необходимо исключить человеческий фактор. Поэтому в законе есть такой способ как конкурс с использованием рейтинговой балльной системы, где победитель конкурса определяется веб-порталом автоматически, без участия конкурсной комиссии», - пояснил Руслан Кожасбаев.
Это и другие нововведения, которые не были предусмотрены в законе 2015 года были обсуждены на первом чтении депутатами мажилиса. К пунктам, которые были выдвинуты 3 апреля относятся:
- внедрение общественного мониторинга;
- государственные закупки у субъектов малого и среднего бизнеса;
- сокращение срока осуществления государственных закупок;
- совершенствование государственных закупок способом из одного источника;
- поддержка местных компаний (по территориальному признаку);
- внедрение рейтинга потенциальных поставщиков;
- внедрение «устойчивых государственных закупок»;
- упрощение обжалования итогов государственных закупок;
- сокращение участия конкурсных комиссий при выборе поставщика;
- ответственность поставщиков;
- признание закупки состоявшейся в случае представления одной заявки, соответствующей квалификационным требованиям.
Особое внимание Руслан Кожасбаев уделил второму пункту. По его словам, он направлен на поддержку отечественного бизнеса.
«Одним из принципов осуществления государственных закупок является оказание поддержки отечественным производителям (в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным РК). Предлагается введение перечня товаров, работ, услуг, закупки которых будут осуществляться среди субъектов малого и среднего предпринимательства (в порядке и объемах, утвержденных уполномоченным органом). Данная мера направлена на поддержку отечественных производителей и, в первую очередь, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства», - пояснил депутат.
Третий пункт о сокращении срока осуществления государственных закупок коснется жизни казахстанцев. Затяжные процедуры тормозили строительство жилых и нежилых объектов, увеличивая тем самым количество долгостроев в стране. Длительность госзакупок по нынешнему законодательству признал и Руслан Кожасбаев.
«В настоящее время одной из проблем в сфере госзакупок является длительность процедур. На сегодняшний день срок проведения конкурса составляет порядка двух месяцев (без учета обжалования). Это связано с необходимостью соблюдения всех процедурных этапов – предварительное обсуждение, предварительный допуск и другие», - пояснил депутат.
В новом законе срок осуществления государственных закупок планируется сократить с двух месяцев до одного.
Некоторые пункты, предложенные в первом чтении, подверглись изменениям. Рабочей группой по законопроекту для подготовки ко второму чтению были уточнены нормы: процедур обжалования государственных закупок, ответственности поставщиков, а также способа закупок из одного источника.
Депутат Мажилиса объяснил необходимость изменений. Так, Руслан Кожасбаев отметил, что ранее предлагалось создание комиссии по обжалованию результатов закупок.
«Данный вопрос долго обсуждался. Особенно по составу комиссии и ее ответственности. Состав есть, а ответственности нет. В случае некачественного принятия решения комиссией, то некого было привлекать к ответственности. И при этом сроки рассмотрения жалобы растягивались. Теперь рабочей группой принято, что указанная комиссия создаваться не будет. Рассмотрение жалоб, при их наличии, будет осуществлять сам организатор госзакупок», - пояснил Кожасбаев.
Участившиеся случаи появления недобросовестных поставщиков подтолкнули мажилисменов рассмотреть пункт об усилении их ответственности. За срыв сроков и ненадлежащее качество работ поставщикам установят требование об исполнении обязательств. Если он их все равно не исполнит, то ему грозит: включение в реестр недобросовестных участников. С него также планируют взыскать неустойку (до 15% от суммы договора) и заказчик может досрочно расторгнуть договор с поставщиком.
Руслан Кожасбаев подробнее остановился на пункте о внедрении рейтингово-балльной системы. Предполагается, что портал будет сам выбирать победителя конкурса.
«Сегодня данный способ применяется в закупках в сфере строительства, проектирования и технадзора. Определение победителя происходит на основе таких неценовых критериев, как опыт работы, финансовая устойчивость, правоспособность, наличие лицензии, отсутствие налоговой задолженности и так далее. Все эти данные о поставщиках имеются в информационных системах госорганов, то есть оцифрованы таким образом, что система может их считать и определять наилучшего поставщика», - отметил Руслан Кожасбаев.
Касаемо новел, которые будут обсуждены во втором чтении законопроекта, руководитель рабочей группы сказал следующее:
«Во исполнение поручений Глава государства, с учетом предложений депутатов проект Закона дополнен такими положениями как:
- строительство под «ключ», то есть, комплексное строительство под «ключ», с установлением ответственности одного поставщика на всех этапах реализации проекта, начиная от проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
- внедрение института офтейк-контрактов, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей.
- упрощенный закуп научных организаций через отраслевое законодательство», - резюмировал Кожасбаев.
Если проект пройдет второе чтение, он уйдет в Сенат, а затем на подпись президенту. Всего рабочей группой под руководством Руслана Кожасбаева проведено 34 заседания рабочей группы, три расширенных заседания комитета.
Пока закон не принят, в сфере госзакупок по-прежнему много недовольных. Время покажет насколько эффективными были старания мажилисменов.