До 150 тенге предлагают чиновники повысить плату за проезд в автобусах Караганды
Общественники выступили против такой инициативы, аргументировав тем, что никакие обоснованные расчеты не были предоставлены
Общественный совет Караганды не утвердил дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте в размере 150 тенге, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на ekaraganda.kz.
На заседании общественного совета руководитель ГУ «Отдел коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Караганды» Алибек Дюсембеков представил на рассмотрение членам совета дифференцированный тариф, который планируют ввести вместе с запуском системы электронного обилечивания.
Дифференцированный тариф действует в Нур-Султане (здесь проезд при электронном обилечивании стоит 90 тенге и наличными – 180 тенге), Алматы (80 и 150 соответственно), Атырау (90 и 150) и Кокшетау (80 и 150). Планируется, что и в Караганде будет введена подобная практика.
«Предлагается установить дифференцированный тариф на регулярные пассажирские перевозки. При безналичной оплате, посредством электронной карты, оплата за проезд составит 80 тенге. При оплате наличными деньгами – 150 тенге», – сказал Алибек Дюсембеков.
Руководитель отдела пассажирского транспорта Искандер Кабидулла, ссылаясь на отчеты автопарков, отметил: расчетный тариф в Караганде сегодня составляет 180 тенге – тариф, который должен быть, чтобы автопарки работали без убытков. Исходя из этого, а также на основании опыта других городов, предлагается установить тариф для наличного расчета в 150 тенге.
«С внедрением системы электронного обилечивания денежные средства, получаемые автопарками, будут выведены из тени. Мы увидим, какие доходы получают автопарки и сколько льготных категорий граждан пользуются общественным транспортом. Исходя из этой информации, изменится сумма субсидий, выделяемых автопаркам. Возможно, будет пересмотрен и тариф», – добавил он.
При этом властям города приходится верить на слово руководителям автопарков.
Член Общественного совета Олег Абаев считает, что работа системы электронного обилечивания невозможна до тех пор, пока автопарки не будут выполнять свои договорные обязательства.
«У нас не пойдет этот проект до тех пор, пока выход транспорта не составит то соотношение, которое указано в договорных обязательствах. Валидаторы – народ штурмом берет эти автобусы! Посмотрите информацию в социальных сетях. Некому отмечаться будет. Сейчас уже идет разговор, что их ломают в автобусах», –заявил он.
Другой член Общественного совета Виктор Симонян обратился к коллегам с предложением внести рекомендации затем, чтобы дифтариф был введен только спустя год после внедрения системы:
«Пока все не упорядочится, не вводить дифференцированный тариф. Цена должна быть одинаковой!»
Член комиссии по правовым вопросам, этике и противодействию коррупции Общественного совета Караганды Эрик Менсиитов сообщил, что методики расчета дифференцированного тарифа не существует. При этом предлагаемая стоимость в 150 тенге при оплате наличными денежными средствами взята, исходя из среднего расчетного тарифа в 180 тенге для внутригородских маршрутов, который был утвержден в 2019 году тарифной комиссией.
«В то же время, как нам известно, действующий по Караганде тариф в 80 тенге утвержден в 2013 году, чему предшествовало соответствующее обоснование, основанное в первую очередь на экономико-математической модели формирования тарифов, расчетах затрат перевозчика. Тариф может корректироваться в случае изменения затрат перевозчиков, при ухудшении дорожного покрытия, погодных условий. На настоящий момент такие сведения ни уполномоченным органом, ни перевозчиками не представлены. С учетом изложенного повышение тарифа до 150 тенге при оплате безналичным способом является необоснованным», – подытожил Эрик Менсиитов.