Министерство заплатило за написание каждой страницы кодекса 1,6 млн тенге – депутаты AMANAT
«Что это? Некомпетентность Правительства или же равнодушие?» – недоумевают аманатовцы
Депутат Мажилиса, руководитель фракции партии AMANAT Елнур Бейсенбаев обратился с запросом к премьер-министру РК Олжасу Бектенову, передает Azattyq Rýhy.
«В 2022 году глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил перед Правительством задачу разработки новых Водного, Налогового, Градостроительного кодексов. Эти поручения были вновь озвучены в посланиях 2023 года. Данные законопроекты имеют решающее значение в рамках перехода Казахстана на новую экономическую модель. Однако работу по разработке новых кодексов Правительство затянуло, о чем еще раз отметил глава государства на недавнем расширенном заседании Правительства», – сказал Елнур Бейсенбаев на пленарном заседании Мажилиса.
По его словам, в настоящее время в Мажилисе Парламента обсуждается проект Строительного кодекса, который был раскритикован Президентом страны. Мажилисмен процитировал слова Президента:
«Полтора года назад я поручал разработать Градостроительный кодекс, соответствующий лучшим мировым практикам. Но проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений».
Елнур Бейсенбаев заявил, что Градостроительный кодекс имеет высокие ожидания в обществе, особенно после алматинского землетрясения. В данной отрасли накопились острые вопросы по незаконной и точечной застройке, качеству строительства, безопасности сооружений, жесткому соблюдению архитектурно-строительных норм, комплексной градостроительной экспертизе.
«Многие эксперты отметили, что проект кодекса нацелен конкретно только на строительство. В нем нет определения этапов строительства проектов. Основное регулирование положено на те периоды реализации этапов, где начинается финансирование. При этом в ходе презентации законопроекта нам представили Строительный кодекс. Министерство промышленности и строительства не смогло дать обоснование, почему поручение Президента страны по разработке Градостроительного кодекса закончилось разработкой Строительного кодекса. Это первое. Во-вторых, проект Строительного кодекса разрабатывался в рамках государственного задания. Но в соответствии с Бюджетным кодексом такой вид работы не может отдельно финансироваться, так как это непосредственная ответственность министерства, их задача и обязанность. Но, несмотря на это, постановлением Правительства данная услуга заказана у курируемой ими же АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры», – отметил он.
Депутат сообщил, что на разработку проекта Строительного кодекса в 2023 году выделены 382,5 миллиона тенге. И это в то время, когда ряд важных законопроектов, рассматриваемых сегодня, подготовлены без каких-либо затрат из бюджета.
«Отсюда возникает вопрос: как случилось, что не менее важные законодательные акты возможно подготовить, не затрачивая бюджетных средств, а написание Строительного кодекса, который не выдержал общественной, профессиональной критики, потребовало немалого специального финансирования в размере, еще раз повторяю, 382,5 миллиона тенге? Мы считаем, что данные деньги были использованы не по назначению. В-третьих, глава государства неслучайно отметил, что Строительный кодекс представляет собой свод действующих норм, и не содержит новых подходов и решений. Несложно с помощью программы «Антиплагиат» установить, что проект Строительного кодекса вобрал в себя содержание трех действующих законов – «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», «О жилищных отношениях», «О долевом участии в жилищном строительстве». При этом оригинальность текста составила менее одного процента. Получается, министерство на разработку 240-страничного, почти полностью переписанного проекта кодекса, за каждую страницу заплатило порядка 1,6 миллиона тенге. Коллеги, одна страница стоит 1,6 миллиона тенге!» – заявил Елнур Бейсенбаев.
По его словам, выходит, что «головное министерство передало написание важного законопроекта подведомственной организации и допустило необоснованное расходование государственных средств!».
«Уважаемые коллеги, ситуация, сложившаяся вокруг подготовки проекта Строительного кодекса, не является единичным случаем. Например, проект Водного кодекса передан в работу Мажилиса без экологической экспертизы, вразрез действующему законодательству. Также глава государства неоднократно указывал на разработку нового Налогового кодекса. Уже прошло больше года, но до сих пор Налоговый кодекс находится только на стадии разработки. Есть опасения что, в текущей сессии Мажилис так и не получит его в работу. Что это? Некомпетентность Правительства или же равнодушие?» – сказал руководитель фракции партии AMANAT.
На основании вышеизложенного депутаты фракции партии AMANAT просят:
- представить позицию по вопросу разработки проекта Строительного кодекса вместо Градостроительного;
- провести внутреннее служебное расследование и разбирательство по растрате государственных денег на некачественную разработку проекта Строительного кодекса. В случае подтверждения нецелевого использование обеспечить возврат средств в государственный бюджет;
- усилить персональную ответственность руководителей государственных органов за некачественное и несвоевременное исполнение поручений главы государства.