Миллиарды на водных перевозках: возродят ли речное судоходство на Иртыше?
Еще 50 лет назад эта река считалась главной транспортной артерией Восточного Казахстана
У реки Иртыш весьма выгодное положение – ее казахстанская часть располагается между Китаем и Россией. Обе соседние страны при этом весьма заинтересованы в перевозке грузов по этому водному коридору. Однако судоходство находится, по сути, в запустении. Товары сейчас перевозят только между нашей страной и Россией, и то в мизерных масштабах – объем грузоперевозок составил 1,1 миллиона тонн, хотя Казахстан мог бы зарабатывать миллиарды, только пропуская по реке грузы. Как раз этот вопрос – о реанимации забытого еще с 90-ых годов судоходства – подняли депутаты Мажилиса от партии AMANAT. Возродится ли оно, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Важность запуска новых транспортных маршрутов для развития транзитного потенциала внешней торговли с третьими странами, а в особенности с Китаем, думается, очевидно. Ведь даже в Послании глава государства отмечал, что мы должны превратить географическое положение нашей страны в преимущество. Поэтому депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Лукбек Тумашинов еще в конце прошлого года поднял тему возрождения судоходства на Иртыше в своем депутатском запросе на имя первого заместителя премьер-министра РК Романа Скляра.
«Как депутат от Восточно-Казахстанской области я предлагаю восстановить речное судоходство, включить старый водный маршрут от Черного Иртыша КНР, по Иртышу и Оби вплоть до Обской губы и до Ледовитого океана на весь сибирский регион», – предложил депутат.
По его словам, некоторое время назад этому мешало недостроенное шлюзовое отделение Ново-Шульбинской ГЭС. Но на сегодняшний день оно введено в эксплуатацию и функционирует, поэтому нет никаких преград для прохождения речных судов. К тому же инфраструктура береговых сооружений, пристани и причалы сохранены.
«Остается провести дноуглубительные работы на реке Иртыш со стороны Российской Федерации, очистить фарватер реки земснарядами и обозначить участки прохождения судов с водоизмещением до 3 тысяч тонн. Учитывая, что водный транспорт один из самых дешевых, что же мешает нам в возможно короткие сроки осуществить этот трансграничный альтернативный проект, мультипликативный эффект которого очевиден?» – считает аманатовец.
Тем более, что больших финансовых затрат не потребуется. Главное – привести в порядок все логистические, таможенные и административные барьеры. А это уже даст импульс экономическому развитию наших регионов, вдобавок откроется короткое транспортное плечо от Китая через Казахстан в сибирский регион России.
«На недавней встрече Межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству между Мажилисом Парламента Казахстана и Государственной думой России депутатами Госдумы поднимаемый вопрос был с одобрением принят. Что касается развития регионов, находящихся в акватории Иртыша, то это будет очень большая перспектива для Восточно-Казахстанской, Абайской и Павлодарской областей», – подчеркнул Лукбек Тумашинов.
Не лишним было бы восстановить морское училище в Семее и судоремонтный завод в селе Прибрежное. Ведь это и рабочие места, и специалисты на местах. Также необходимо привести в порядок суда, которые имеются в наличии. А строить современные речные суда можно на Уральском судостроительном заводе в Западно-Казахстанской области. Также есть возможность заказать их в России, чтобы увеличить грузопоток.
«Всем известно, что список товаров, перевозимых водным путем, не ограничен. Это сельхозпродукция, строительные материалы, металлургическая продукция, товары народного потребления и другие. Мы, депутаты от партии AMANAT, предлагаем нашему Министерству транспорта создать дорожную карту по восстановлению речного судоходства», – заключил аманатовец.
В свою очередь первый вице-премьер Роман Скляр сообщил, что на данный момент на реке эксплуатируются судоходные участки протяженностью 1 600,5 километра, а объем перевозок в Иртышском бассейне составил 1,1 миллиона тонн. Также, по его данным, для обеспечения габаритов судового хода на реке проводятся дноуглубительные работы в объеме порядка 2,3 миллиона кубических метров, что на 64% больше объема 2022 года (1,4 миллиона кубических метров).
«Согласно утвержденной Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана, до 2030 года предполагается организация мультимодальных транзитных перевозок по реке Иртыш по маршруту «Китай – Казахстан – Россия». В этой связи проводятся переговоры с российской и китайской стороной по организации данных перевозок, а также ведутся работы по осуществлению пробного рейса в Россию и Китай. Реализация вышеуказанных мероприятий позволит увеличить объем грузоперевозок речным транспортом до 2,5 миллиона тонн в год к 2030 году», – заявил Роман Скляр.
Что касается кадров для отрасли, то он подчеркнул, что в Семее работает Колледж транспорта, образованный в 1997 году путем слияния Колледжа водного транспорта и Автомеханического колледжа. В учебном заведении таким готовят работников по таким специальностям как: «судостроение» и «техническое обслуживание судовых машинных механизмов», «судовой трубопроводчик», «слесарь-монтажник», «механик по судовым системам», «эксплуатация водного транспорта».
«С 2018 по 2022 годы колледж выпустил более 200 специалистов водной отрасли. В связи с чем создание нового речного училища считаем нецелесообразным. В целом вопросы развития судоходства находятся на постоянном контроле Правительства», – заключил Роман Скляр.
Таким образом возрождению речного судоходства на Иртыше – быть. Вот только вопрос по срокам все еще остается открытым.