$ 511.22  540.05  4.73
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Инклюзивный Казахстан: мосты к равным возможностям

В республике создается благоприятная среда для лиц с органиченными возможностями

Инклюзивный Казахстан: мосты к равным возможностям
Фото: admnvrsk.ru, inbusiness.kz, elitar.kz, mintrud.cap.ru

Все больше стран мира признают важность создания инклюзивного общества, где каждый человек, включая людей с инвалидностью, имеет равные возможности и права. В Казахстане также наблюдаются изменения, направленные на улучшение жизни граждан с инвалидностью и обеспечение им доступа к ресурсам и услугам, передает Azattyq Rýhy.

Еще в 2022 году глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании отметил, что базовая цель нашей экономической политики остается неизменной – это качественный и инклюзивный рост благосостояния наших граждан. Президент гарантировал высокий уровень общественных благ и поддержки социально уязвимым категориям населения, в том числе граждан с особыми потребностями.

Создание эффективной системы мер социальной защиты лиц с инвалидностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Целями Национального плана являются реализация принятых Республикой Казахстан обязательств в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов и формирование инклюзивного общества через создание благоприятной среды для всех уязвимых групп в рамках социальной модернизации Казахстана.

Поэтому депутатская группа «Инклюзивный Парламент», куда также входят депутаты Мажилиса от фракции партии AMANAT, заслушали государственные органы, чтобы убедиться, исполняется ли Национальный план.

Так, депутат Мажилиса Парламента РК от фракции партии AMANAT Ерлан Абдиев рассказал, что по результатам слушаний был сделан вывод о недостаточной динамике выполнения Национального плана. Это может говорить о низкой эффективности управления и неоптимальном расходовании ресурсов.

Также он заявил о низкой доле трудоустроенной работоспособной молодежи. Отмечается, что только 27,8% трудоспособной молодежи с ограниченными возможностями трудоустроены. Это свидетельствует о неэффективности мер по обеспечению экономической независимости и качественной занятости для данной категории граждан.

Только 30% утвержденного пятилетнего плана адаптации социальных объектов выполнено. Это говорит о недостаточной активности в обеспечении безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.

Кроме того, наблюдается неясность в оценке квоты на обучение лиц с инвалидностью, упоминается о квоте на обучение лиц с инвалидностью, но не предоставляют деталей о том, как эта квота соблюдается и какие меры предпринимаются для ее увеличения. Неудовлетворительное описание программ развития паралимпийских видов спорта, не предоставляется подробной информации о программах развития паралимпийских видов спорта, что затрудняет оценку эффективности данных программ. Нет конкретных показателей по работе с базой данных о лицах с ограниченными возможностями, отмечается работа над формированием банка данных о людях с ограниченными возможностями, но отсутствует информация о том, как эта база данных используется и какие планы на ее дальнейшее развитие. Отсутствует механизм общественного контроля со стороны общественных объединений лиц с инвалидностью за допуском поставщиков на Портал социальных услуг, качеством их продукции и услуг. Пилотный проект по социальному (инва-) такси проводится без участия общественных объединений лиц с инвалидностью, в части постановки приоритетных задач и контроля их выполнения.

«Вместо того, чтобы выдвинуть конкретные требования по обеспечению условий доступности пассажирских перевозок лиц с инвалидностью к потенциальным поставщикам услуг, Министерство труда и социальной защиты населения пытается решить вопрос социального (инва-) такси через крупных сетевых операторов. При этом услуги социального такси не рассматриваются, как составляющая часть услуг городского общественного транспорта», – заявил Ерлан Абдиев.

Также мажилисмен отметил, что Министерство труда и социальной защиты населения практически исключили из поставщиков услуг социальных работников некоммерческие и коммерческие организации. Отсутствует конкуренция на оказание специальных социальных услуг, что негативно сказывается на эффективности и качестве этих услуг. Практически не реализуется норма по оборудованию жилых помещений, предоставляемых лицам с инвалидностью или семьям, имеющим в своем составе таких специальными средствами передвижения и специальными приспособлениями. Не охвачены оценкой доступности объекты, оказывающие услуги лицам, имеющим инвалидность: магазины, аптеки, торговые центры, рынки, кинотеатры, музеи, объекты питания, торговые центры и так далее. Отсутствуют знания о средствах информационной доступности, их видах и типах, их назначении, правильном использовании, общество принимает под термином «доступная среда» наличие пандуса и кнопки вызова при отсутствии первого.

После полного разбора работы министерств и уполномоченных органов ответить депутатам решился премьер-министр РК Алихан Смаилов. К примеру, говория о Национальном плане, то он сообщил, что в декабре 2022 года внесены дополнения, касающиеся модернизации системы социального обслуживания, развития сети центров для лиц с инвалидностью.

Также Алихан Смаилов рассказал, что в настоящее время в Казахстане реализуются три механизма в области занятости лиц с инвалидностью.

Первое – квотирование рабочих мест. В соответствии с Социальным кодексом местные исполнительные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере занятости населения путем установления квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью в размере от 2% до 4% от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда. По итогам 2023 года трудоустроены 7,9 тысячи лиц с инвалидностью.

Второе – субсидирование затрат работодателей, связанных с оснащением специального рабочего места. Субсидии предоставляются работодателям для возмещения затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования по оснащению специальных рабочих мест. В этом плане, начиная с 2018 года, организованы 580 специальных рабочих мест. Заработная плата людей с инвалидностью, трудоустроенных в рамках данного механизма, субсидируется в течение трех лет (в первый год 70% субсидируется государством, на второй год – 65%, на третий год – 60%).

Третье – реализация активных мер содействия занятости в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства. В рамках данного проекта казахстанцы с инвалидностью могут пройти краткосрочные курсы обучения по востребованным на рынке труда специальностям и квалификациям.

Для участия в Национальном проекте в 2023 году обратились 43 788 казахстанцев, мерами содействия занятости охвачены 31 803 лица с инвалидностью, в том числе на постоянную работу трудоустроены 7 908 человек, обучение по проекту «Бастау Бизнес» прошли 12 505 человек, получили гранты на реализацию новых бизнес-идей 1 860 казахстанцев, льготным микрокредитованием охвачены 59 лиц с инвалидностью.

Также премьер-министр рассказал, что за последние шесть лет проведена 6 091 проверка государственных и частных организаций на предмет обеспечения доступности зданий и сооружений, выданы более 4 568 предписаний. Наложены 1 266 штрафов на общую сумму более 236 миллионов тенге. Планомерно проводится работа местных исполнительных органов по адаптации социально значимых объектов. Полная информация по адаптации объектов размещается в «Интерактивной карте доступности» на информационном портале «Социальная защита лиц с инвалидностью» inva.gov.kz. На сегодня общее количество адаптированных объектов в Интерактивной карте доступности составляет 13 857 объектов, что составляет 33% от общего числа внесенных в нее объектов.

В целом, Казахстан продолжает двигаться в направлении создания более инклюзивного общества, где каждый человек имеет равные возможности и права.

Новости партнеров