«Это бизнес»: кто заработает на массовом отстреле сайгаков?
В Казахстане планируют убить 200 тысяч парнокопытных
Для многих чиновников сайгаки словно кость в горле. Все так и норовят их отстрелять. Но на этот раз перешли от слов к делу. Буквально через несколько месяцев, с 2024 года, в стране перестанет действовать мораторий на их отстрел. В Западно-Казахстанской области уже на низком старте – здесь распланировали, как будут убивать животных, где разделывать, и в какой форме продавать. К чему приведет массовый отстрел и кто заработает на кровавом бизнесе, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Сайгак – уникальнейшее животное, пережившее мамонтов и саблезубых тигров, ледниковые периоды и потепление климата, истребление человеком и природные эпидемии.
Когда-то они заселяли практически весь евразийский континент, начиная с западной Европы, заканчивая северо-западом Канады. Но понемногу люди вытеснили этих животных и они остались только в трех странах Центральной Азии, среди которых Казахстан. Поэтому это парнокопытное считается символом казахских степей. Однако совсем скоро их судьба может измениться – вместо вольных степей они окажутся в консервной банке на столах казахстанцев.
По данным Astana TV, в Западно-Казахстанской области уже готовятся к их промышленному истреблению. Уже решили, что мясо будут перерабатывать на 3 местных заводах, продавать в виде тушек на рынках, а после перейдут к вопросу о производстве консервов. Отстрелом будут заниматься специальные бригады под контролем сотрудников «Охотзоопрома».
«Этим будет заниматься «Охотзоопром» посредством найма на эти работы охотников из числа местных жителей. Отлов будет производиться методом Караева. Это большая сетка, туда загоняют всех сайгаков», - сообщил руководитель инспекции лесного хозяйства и животного мира ЗКО Нурлан Рахимжанов.
Всего планируется убить 200 тысяч животных. Самое ценное – рога – обещают маркировать и хранить до 2025 года. Дело в том, что их рогам давно приписали целебную силу. Особенно это мнение популярно в Китае, где за этот товар готовы платить крупные суммы.
«Я скептически отношусь к идее об отстреле, которую сейчас лоббируют. По рогам вообще нет понимания, как их будут хранить, зачем их хранить, где и кто этим будет заниматься? Очень много вопросов и на них отвечают слишком абстрактно. Очень много спорных моментов и насколько качественно будет проводиться эта работа, непонятно.
Думаю, часть рогов уйдет склад, который будет неконтролируемым. В итоге вывезут их для продажи в Китай, а чтобы замести улики, просто подожгут склад. 200 тысяч пар в долларовом эквиваленте это сколько денег! На черном рынке рога примерно 300 долларов стоят за пару. И это будет на государственном уровне легально. В этом вся беда. И никто не проконтролирует, что ровно 200 тысяч отстрелят. Там будет где-то миллион убитых животных. Думаю, просто кто-то обогатится», - считает эколог, руководитель общественного объединения «Kaz Eco Patrol» Тимур Елеусизов.
Переработка такого количества мяса не составит труда, вот только на 200 тысячах предприниматели и чиновники не остановятся, говорит наш собеседник. Они сделают все, чтобы и дальше продолжить производство, поскольку их главная цель – получение прибыли, несмотря на проблемы с утилизацией отходов.
«Мы должны задать себе вопрос – к чему мы идем? Просто отстрелять и получить мясо в моменте? Это глупо. 200 тысяч сайгаков – представьте, какой это объем остатков гниющих, которые останутся на земле. У нас до сих пор не созданы предприятия по утилизации бойных отходов», - отметил наш собеседник.
Происходящее эксперт назвал лоббированием определенных лиц и интересов. По его словам, кто-то попросту набьет карманы.
«Отстрел сайгаков – это бизнес. А бизнес всегда рассчитан на то, чтобы получить максимальную прибыль. Кто в этом моменте получит ее? Государство? Никогда в жизни. Поимеют с этого отдельно взятые чиновники, которые этот вопрос лоббируют. Это повлияет как-то на науку? Никак не повлияет, просто будет массовое истребление этого дикого животного. Я как эколог против отстрела сайгаков и такого регулирования их количества. Люди за этих сайгаков отдают жизнь, а потом нам говорят «да хрен с жизнью этого человека, который защищал этих сайгаков, давайте просто пустим на консервы». Бред же», - убежден Тимур Елеусизов.
В итоге отстрел приведет к тому, что страна снова будет тратить миллиарды на сохранение этих степных антилоп. А мнение о том, что сайгаков стало слишком много и они вытаптывают целые поля, наш собеседник считает предвзятым. На самом деле исторически сайгаки всегда жили в этих местах, просто люди подошли к месту их обитания слишком близко, развивая свою сельскохозяйственную жизнь, объясняет он.
К тому же вместо убийства есть более гуманные способы. К примеру, если уж животные настолько мешают, не лучше было бы отправить их в страны, где не знают, как возродить их популяцию. Либо можно переселить их в национальные парки.
«У нас на территории Казахстана очень много мест, куда можно было бы переместить сайгаков. Говорят, что это невозможно, но я думаю, это полная глупость. Любое животное может адаптироваться в любой местности, главное, чтобы была кормовая база. У нас очень много национальных парков, заповедников, резерватов, почему нельзя туда их направить? Балхашский резерват создали, почему условно туда нельзя запустить эти 200 тысяч сайгаков? Что мешает переместить их в резерваты и нацпарки, где они будут находиться под охраной и их численность будет реально контролироваться, а не на бумаге», - утверждает эксперт.
Что касается фермерских посевов, то эколог сомневается, что в ближайшие годы они будут – в регионе попросту не хватит воды.
«В западном Казахстане скоро воды не будет, аграрный сектор там умрет, потому что технологии, которые они применяют для орошения и выращивания, они относительные. Воды там не будет, и сайгаков к тому времени не будет. Мы в итоге одной рукой защищаем, другой пытаемся уничтожить на законном уровне. Где здесь логика? Давайте тогда всех выведем из Красной книги и пусть барсов, тигров тоже отстреливают. Ведь их популяция тоже растет. Нужно решить – или мы сохраняем сайгаков или всех пускаем на мясо», - заключил Тимур Елеусизов.
Эксперт уверен, что таким способом регулирования мы истребим то, что даровано нашей землей, нашей природой.