$4 трлн исламских активов: Казахстан борется за мировой рынок халал-продуктов

Смагулов Амир

В Казахстане планируют урегулировать вопросы «халал» индустрии

$4 трлн исламских активов: Казахстан борется за мировой рынок халал-продуктов
Фото: primebeef.ru

Мировой рынок халал-продовольствия оценивается сегодня от 1,5 до 2,2 млрд долларов с потенциалом роста до 4,1 млрд в 2028 году, прибавляя до 10-15% ежегодно. Драйвером роста глобального рынка халяльной продукции является не только увеличение мусульманского населения, которое на сегодня оценивается от 1,8 млрд до 2 млрд людей, или четверть населения Земли, а также исламского финансирования, объем активов которого в мире оценивается в 4 трлн долларов и по экспертным оценкам составит 6 трлн в уже 2026 году, но также восприятием потребителями халяльной продукции, как дополнительно проверенной, прошедшей тщательную сертификацию, а значит заслуживающей доверие. И Казахстан не становится исключением в этом тренде. О том, как развивается рынок данной продукции в нашей стране, рассказываем в материале Azattyq Rýhy.

Важно отметить, что сегодня в мире расходы потребителей на халяльные продукты питания составляют 17% всех трат. По экспертным оценкам, к 2025 году они составят не менее 20%, а к 2030 могут достигнуть уже 25%. Что касается Казахстана, то суммарно в нашей стране есть более 4 тысяч производителей, которые могли бы получить значок «халал» - от пищевой промышленности до текстиля. Те же самые экспертные оценки говорят, что 70-75% мясозаготовки, мясопереработки и 65% основного рынка товаров и услуг уже позиционируют себя как «Халал продукция». Так что, говорит председатель комитета технического регулирования и метрологии Куаныш Еликбаев, рост очевиден.

Цифры говорят и о больших показателях экспорта страны: только за январь-июнь 2023 года Казахстан экспортировал мяса и мясопродуктов на 83 млн долларов, а продуктов животного и растительного происхождения, готовых продовольственных товаров в целом на 2,7 млрд долларов. Показатель увеличился на 122 млн долларов или почти 5 процентов.

«Учитывая увеличивающийся мировой спрос на продукты «халал», огромные экспортные возможности казахстанских предприятий, расширение торговли, в Казахстане проводится большая работа по развитию «халал-инфраструктуры», - говорит Еликбаев.

В частности, на государственном уровне принято 18 национальных стандартов, разработано 11 проектов межгосударственных стандартов ГОСТ для стран СНГ. Для этого заключен ряд меморандумов и соглашений с международными организациями, за основу взяты ведущие мировые стандарты.

«Это касается и требований к убою, органам по сертификации, косметике, туризму и услугам, знаку соответствия, порядку сертификации и другие. Казахстан не только в числе первых, кто создал технический комитет по стандартизации «халал», но и возглавляет секретариат такого комитета в рамках СНГ», - объясняет специалист.

Кроме того, в Казахстане приняты учебные программы для подготовки экспертов-аудиторов. Ряд вузов включили в обучение студентов дисциплину по технологии производства «халал». Вместе с тем аттестовано 8 экспертов-аудиторов, прошедших обучение в ведущих странах мира, в государственном реестре зарегистрирована первая система добровольной сертификации «халал». Всего по стране аккредитовано более 100 лабораторий по единому техническому регламенту на пищевую продукцию ЕАЭС, из которых 37 могут определять ДНК компонентов, в том числе свинины. Имеются организации, сертификаты соответствия на «халал-продукцию», которые признаются за рубежом, и которые за последние 10 лет уже выдали свыше 1300 сертификатов казахстанским предприятиям. Среди них - производители колбас, муки, кондитерских изделий, напитков, полуфабрикатов, молока, меда и так далее.

«К ним обратились за сертификацией производители из 10-ти стран мира для поставки своих товаров на ведущие мировые рынки. В прошлом году аккредитован первый орган по сертификации продукции «халал» для экспорта в страны Персидского залива. Уже выданы сертификаты для экспорта крупы, муки, хлопьев, отрубей, баранины и говядины», - отмечает Еликбаев.

При этом, подчеркивает он, важно понимать, что принципы «халал» – это не только про отсутствие свинины. Принятые комитетом техрегулирования и метрологии стандарты предусматривают различные обоснованные требования, а это – целый комплекс мер. К примеру, есть общие требования, такие как, понятно, полный запрет алкоголя в любом виде, использование разных производственных мощностей для производства «халал» и не «халал» продукции (разные производственные линии – AR).

Есть и специфические требования стандарта, например, минимизация мучений животных перед убоем, запрет на убой животных, прошедших одну третью стадию беременности. Перед убоем животные должны быть отдохнувшими, очищенными, не должны видеть убой других животных. Если в процессе оглушения животное погибает, оно не считается «халал» и удаляется в отдельную зону. Урегулированы даже сила тока и продолжительность воздействия тока при электрическом оглушении. Регламентировано, что процесс убоя птицы должен быть мгновенным, если же этого не случилось, продукция не считается «халал» и удаляется в отдельную зону. Стандарты по халал-туризму предусматривают требования к помещениям, ресторанам.

«Понятно, что у общества зачастую вызывает вопросы достоверность маркировки значком «халал» на товарах. Скажем открыто – сейчас эта сфера добровольная, законами прямо не регулируется. Косвенно наши коллеги из министерства здравоохранения в рамках мониторинга иногда выявляют незаявленные компоненты той же свинины, и за нарушение требований техрегламента в части маркировки налагают штрафные меры. Действующие органы по сертификации также осуществляют контроль производства», - признается спикер.

Но в целом, считает он, с учетом создания и развития инфраструктуры «халал» в Казахстане, в комитете технического регулирования считают целесообразным предложить урегулировать на законодательном уровне данные вопросы с тем, чтобы был соответствующий контроль не только незаявленных компонентов, но и всей инфраструктуры и процессов производства.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.