$ 498.34  519.72  4.85
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
30.06.2023, 12:01
Общество

«Идет судебное разбирательство»: о борьбе с «Яндекс» и Air Astana рассказал глава АЗРК

По словам Марата Омарова, компании занимают монопольное положение

«Идет судебное разбирательство»: о борьбе с «Яндекс» и Air Astana рассказал глава АЗРК
Фото: kapital.kz

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Марат Омаров высказался касательно дорогих авиабилетов, услуг такси и борьбы с монополистами на этом рынке, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Tengrinews.kz.

– Некоторые казахстанцы жалуются на цены у «Яндекс» и Air Astana, мол, они завышены, а конкурентов нет. У Air Astana есть Fly Arystan, авиакомпания заявлена как лоукостер, но цены иногда абсолютно одинаковые...

– Вы абсолютно правы. Отдельно по компании Air Astana. Наша позиция озвучена, все ее знают: рынок достаточно монополизирован именно с точки зрения госкомпаний. И Air Astana, и Fly Arystan, и Qazaq Air – все эти компании с госучастием.

Очень много жалоб поступает от казахстанцев. Мы сами видим, особенно в пиковый период летом. Но мы все-таки считаем, что система динамического ценообразования, которой активно пользуется Air Astana, – это абсолютно рыночный инструмент, которым пользуются и другие авиакомпании, Lufthansa например.

При этом наша проверка совместно с главной транспортной прокуратурой показала, что динамическое ценообразование не работает на монопольных рынках. Сегодня Fly Arystan и Air Astana занимают монопольное положение. У нас есть такие опасения, что группа компаний Air Astana использует это динамическое образование в своих целях. Во всей истории страдаем мы, как потребители, потому что нет альтернативы.

Для полноценного развития на этом рынке должен быть полноценный режим «открытого неба» в Казахстане. К сожалению, это только звучит так, «открытое небо» продекларировано, но за исключением тех маршрутов, где присутствует национальный переводчик.

Услуги Air Astana конкурентные, отличный сервис, но есть вопросы к цене. Здесь нужна открытая конкуренция с другими лоукостерами, которые готовы летать в Казахстан. Мне, как потребителю, большой разницы нет, главное, чтобы был маршрут, куда полететь, и адекватная цена.

Что касается компании «Яндекс». Тут можно сказать, что аналогичная ситуация. Сервис отличный, это надо признать, пользуется популярностью во всем мире, по сути, инновационная платформа. Претензия, можно сказать, аналогичная в части алгоритмического ценообразования. Как работает, почему в одно время такая цена, в другое время другая цена? Компания сейчас однозначно монополия, по крайней мере, на рынке Алматы и Астаны – более 80 процентов.

Сейчас у нас идет судебное разбирательство. Есть у нас определенные претензии. Здесь нужна конкуренция платформ. Есть Lyft, Uber, DiDi, в Юго-Восточной Азии есть Grab. На этом рынке мы бы хотели видеть конкуренцию платформ.

Мы реагируем, находимся в судебной плоскости, решения уже по двум компаниям были вынесены в нашу пользу.

Когда монополисты ставят ту цену, которую захотят, и думают, что ничего не будет, это не так. Антимонопольный орган будет предпринимать решительные действия в отношении крупных компаний и защищать максимально малый и средний бизнес.

– Вы говорите, что сейчас идут судебные разбирательства, какие у вас конкретно претензии?

– По Air Astana – необоснованный топливный сбор, который перекладывается в тариф, который мы все платим. И вопросы есть к динамическому ценообразованию.

По части «Яндекса» – монопольно высокая цена. Мы считаем, что комиссию, которую снимает компания «Яндекс» с водителей и с потребителей, необоснованно высокая. Почему именно 24-25 процентов с каждой поездки, за что?

Есть определенные виртуальные операторы, таксопарки. По факту их нет, но четыре процента уходит туда, а все остальное в кармане «Яндекса».

У нас достаточно простой вопрос: компания занимает монопольное положение и у нее высокая цена в части комиссии.

– Вы давали рекомендации Министерству цифрового развития о запуске своей платформы?

– Мы их даем, но настаивать на создании платформ мы не можем. Я работал в сфере инноваций. Я понимаю, как это сложно. Создание такого алгоритма требует очень сильных программистов. Это очень дорого.

Новости партнеров