Смертность на дорогах Казахстана: что происходит и какие меры предпринимаются

Эта проблема не сводится только к вопросу соблюдения правил движения или качества дорог

Смертность на дорогах Казахстана: что происходит и какие меры предпринимаются

Вопрос безопасности на дорогах важен для любой страны, но для Казахстана он приобретает особую остроту. Ежедневно на дорогах страны гибнут до 10 человек и порядка 70 получают различные телесные повреждения. О том, как решается данная проблема, рассказала старший инспектор по особым поручениям Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК Актоты Боранова, передает Azattyq Rýhy.

Высокий уровень смертности и травматизма на республиканских дорогах, кроме личных трагедий граждан, оказывает колоссальный социально-экономический ущерб Казахстану. В частности, на дорогах республиканского значения регистрируется половина от всех смертей в ДТП, что составляет 48% или 318 из 666 случаев. Актоты Боранова указывает на несколько основных проблем, приводящих к ДТП, среди которых беспечность и личная недисциплинированность водителей и пешеходов.

«Переходя дорогу в неположенном месте, выезжая на полосу встречного движения, нарушая правила маневрирования, каждый участник должен в первую очередь подумать о себе и окружающих», – говорит она.

Однако, несмотря на серьезность ситуации, Актоты Боранова видит и положительные изменения. По итогам пяти месяцев этого года наблюдается снижение аварийности в целом, но, тем не менее, в отдельных регионах ситуация остается тревожной. Наибольший рост смертности на загородных дорогах зафиксирован в Алматинской, Жамбылской, Жетысуской, Актюбинской, Атырауской, Акмолинской, Туркестанской и Мангистауской областях.

Вместе с тем власти активно работают над снижением аварийности, включая проведение различных образовательных программ и повышение уровня дисциплины на дорогах. Это важная часть стратегии улучшения безопасности дорожного движения в Казахстане.

Актуальность вопроса безопасности дорожного движения в Казахстане становится еще более явной в свете последних данных о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей.

«В целом, за отчетный период на дорогах страны с участием несовершеннолетних зарегистрировано 1 046 ДТП. В этих ДТП погибли 72 ребенка и травмированы 1 152 детей», – говорит Актоты Боранова, добавляя, что ежедневно на дорогах погибает один ребенок и свыше 10 детей получают ранения.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что более половины погибших детей – 67% – являлись пассажирами. Во многих случаях дети перевозятся взрослыми в автомобилях с нарушением правил перевозки – без детских удерживающих устройств или без пристегнутых ремней безопасности.

С приходом сезона отпусков и детских каникул регионы, которые являются зонами отдыха, становятся особенно уязвимыми.

«Министерством внутренних дел принимаются меры по снижению детской смертности на дорогах. На постоянной основе проводится работа по правовому просвещению, пропаганде и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», – подчеркивает она.

Для привлечения внимания общественности к этой проблеме регулярно проводятся различные профилактические акции, такие как «Безопасный школьный автобус», «Внимание, дети!», «Внимание-пешеход!», «Родители, берегите жизнь детей!», «Дети, будьте внимательны на дороге!», «Ваш пассажир – ребенок!», «Дорога в школу» и многие другие. Целью этих акций является стабилизация ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом и снижение количества несчастных случаев на дорогах.

Актоты Боранова подчеркивает:

«Приоритетом должна быть не только работа с водителями, но и привлечение внимания к этому вопросу среди родителей и детей, а также обеспечение образования по безопасности дорожного движения с самого раннего возраста. Только таким образом можно добиться улучшения ситуации на дорогах и снижения смертности среди детей и взрослых».

В то же время существуют основные причины ДТП, где виноватыми становятся пешеходы. В их числе – переход проезжей части в неустановленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора и переход перед близко идущим транспортом. Решение данной проблемы в МВД видят не только в образовательных инициативахы, но и в повышении общественного осознания, включая взрослых.

«Важно не только обучать детей, но и вовлекать родителей в этот процесс. Безопасность на дорогах - это вопрос, который затрагивает всех нас», – считает Актоты Боранова.

Проблемы безопасности на дорогах не сводятся лишь к вопросам детской безопасности. Повышение ответственности водителей и пешеходов также является важной частью решения этой проблемы.

«Основными причинами ДТП с участием несовершеннолетних также являются нарушения водителями правил проезда пешеходных переходов, перекрестков, а также правил остановок маршрутных транспортных средств. Нарушения включают в себя превышение скорости, нарушение правил маневрирования, выезд на встречную полосу движения, опрокидывание, наезд на пешеходов», – продолжает рассказ инспектор.

Вмешательство со стороны государства имеет свои границы, и осознание гражданами своей ответственности является ключевым. С начала этого года к административной ответственности привлечены порядка 128 тысяч пешеходов, более 7 тысяч пьяных водителей, лишены права управления свыше 6 тысяч лиц, подвергнуты аресту порядка 8 тысяч человек. Эта статистика говорит о том, что пресечение нарушений ПДД требует полноценного участия общества. Превентивные меры должны начинаться в семье, в школе, в коллективах. Актоты Боранова привела пример, когда пешеход перебегает дорогу в неположенном месте, подвергая свою жизнь опасности, и окружающие остаются простыми наблюдателями этой ситуации.

«Почему бы не указать на опасность такого поведения? – задается вопросом она. – В обществе должно быть жесткое неприятие к хамству на дорогах, браваде и лихачеству, вождению автомобиля в алкогольном или тем более в наркотическом опьянении. Внутренняя дисциплина, уважительное отношение к закону и правам других людей – это нормы, которым казахстанское общество должно стремиться и соответствовать».

Таким образом проблема смертности на дорогах Казахстана не сводится только к вопросу правил движения или качества дорог. Это вопрос социального поведения, вопрос общественной нормы. И для его решения требуется не просто исполнение законов, но и изменение общественного сознания. То есть вопрос безопасности на дорогах Казахстана остается актуальным и требует совместных усилий как со стороны властей, так и со стороны участников дорожного движения. Как подчеркнула Актоты Боранова, «каждый участник должен в первую очередь подумать о себе и окружающих». Именно такой подход позволит сделать дороги страны безопаснее.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.