Инфраструктура в регионах находится в удручающем состоянии, заявил сенатор
Если не принять мер, проблемы могут существенно обостриться в ближайшее время, утверждает Серик Шайдаров
В ходе своего выступления на церемонии инаугурации глава государства обозначил приоритет по приданию нового импульса развитию каждого региона страны. Поэтому сегодня перед Казахстаном стоит задача по выстраиванию сбалансированной региональной политики, основной акцент которой должен быть направлен на сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций между регионами страны. Выступая на Парламентских слушаниях на тему «Эффективная региональная политика – основа устойчивого социально-экономического развития страны», депутат Сената Серик Шайдаров рассказал об основных системных проблемах развития регионов, передает Azattyq Rýhy.
По его словам, несмотря на принимаемые государством меры, главными системными проблемами регионов на протяжении ряда лет остаются высокий износ систем тепло-, энерго- и водоснабжения, плохие дороги, нехватка и недоступность жилья для большинства населения, отсутствие газа в отдельных регионах, некомфортные условия жизни сельчан и связанный с этим нерегулируемый уровень миграции.
«Данные проблемы могут существенно обостриться уже в самое ближайшее время, если своевременно не будут приняты меры по их решению. Эффект «снежного кома» приобретает проблемы в сфере тепло- и электроснабжения. Сегодня каждое звено этих сфер находится практически в удручающем состоянии», – заявил депутат.
По официальным данным, износ основного оборудования электростанций достигает 57%, а в отдельных регионах – 88%. При этом 66-процентный износ электрических сетей приводит к тому, что потери электрической энергии при транспортировке в региональных сетях достигают 11%.
«Отмечается существенный разрыв в уровне износа сетей в разрезе регионов. К примеру, если данный показатель в Астане составляет 29,5%, то в области Ұлытау – 70%, Костанайской области – 85,3%», – привел данные парламентарий.
Критического уровня достигла ситуация в сфере производства, передачи и снабжения тепловой энергией. Средний износ оборудования ТЭЦ, который увеличивается с каждым годом, достиг 66%. Износ каждой второй теплоэлектроцентрали страны превышает среднереспубликанский показатель и в отдельных регионах достигает 92%. Аналогичная ситуация складывается и в секторе теплоснабжения.
«В настоящее время замены требуют более 3 тысяч километров тепловых сетей, то есть порядка 30% от их общей протяженности. При этом наблюдается тенденция недофинансирования проектов по модернизации тепловых сетей», – отметил депутат.
Все актуальнее становится вопрос дефицита тепловой энергии. Серик Шайдаров напомнил, что в ходе недавнего совещания по развитию столицы на эту проблему обратил внимание глава государства, отметив, что дефицит тепловой энергии в Астане превышает 300 гигакалорий. Аналогичная проблема характерна и для таких городов, как Жезказган, Семей, Тараз, Павлодар.
«Одной из главных причин всех этих проблем являются олигополия и аффилированность предприятий тепло- и электроэнергетики. Практически 60% ТЭЦ находятся в частной собственности, многие из которых были приобретены за бесценок в ходе приватизации в 1990-е годы. Кроме того, 64% генерации электроэнергии в Казахстане формируют всего пять компаний. Для решения вышеуказанных проблем Правительством разработан проект Закона «О теплоэнергетике». Данный документ, несмотря на наличие ряда важных новелл, к сожалению, не включает в себя реальные меры по исправлению сложившегося критического положения. То есть нет четкого законодательного понимания по решению всех актуальных проблем данной сферы», – утверждает депутат.
По его словам, Министерство энергетики РК пытается урегулировать ситуацию через разработку акиматами мастер-планов развития теплоэнергетики, повышение тарифов и выделение бюджетных средств.
«Поэтому считаем, что необходимо обеспечить максимальную адаптацию данного законопроекта к текущим вызовам с учетом необходимости демонополизации экономики страны», – высказался сенатор.
Также он обратил внимание на то, что принятые государственные программы так и не решили основную задачу по достижению полного охвата населения питьевой водой. Сегодня даже городское население не в полной мере обеспечено данной базовой потребностью. Несмотря на то, что доступ к услугам водоснабжения имеют чуть более 98% горожан, в девяти регионах этот показатель ниже среднереспубликанского. При этом, по информации Серика Шайдарова, даже в тех регионах, где уровень обеспеченности достигает 100%, имеются проблемы с качеством и нехваткой питьевой воды.
«Еще хуже обстоят дела с сельским водоснабжением, так как в селах 10 регионов показатель доступа к питьевой воде ниже среднего уровня по стране. Анализ показывает, что проблемы водоснабжения и водоотведения также усугубляет ведомственное разделение в законах о единой системе питьевого водоснабжения населенных пунктов на нормы «в населенном пункте» и «за пределами населенного пункта». А это комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений. Поэтому необходимо пересмотреть эти нормы и рассмотреть другие механизмы», – считает он.
Также одной из насущных проблем является отсутствие эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах и изношенность материально-технической базы действующих предприятий. В результате построенные водопроводные сети остаются на балансе аппаратов акимов либо передаются в доверительное управление непрофильным предприятиям или организациям, которые не выполняют свои прямые обязательства.
«Учитывая это, считаем, что следует в кратчайшие сроки определить оптимальный механизм деятельности эксплуатирующих организаций. А именно – путем передачи их в конкурентную среду или же посредством создания при коммунальных государственных предприятиях эксплуатирующих групп, укомплектованных за счет средств бюджета. Чтобы узнать ситуацию, полностью необходимо провести инвентаризацию водопроводных сетей в регионах, в особенности в сельских населенных пунктах», – предлагает сенатор.
Экономическое развитие регионов, как и страны в целом, напрямую зависит от состояния дорожной сети, в первую очередь, республиканского значения. Однако сегодня только 52% республиканских автодорог находятся в хорошем состоянии. Большие вопросы вызывают и сроки реализации многих значимых проектов, в том числе: «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Караганда – Балхаш», «Калбатау – Майкапшагай», «Мерке – Бурылбайтал», «Кызылорда – Жезказган», «Караганда – Жезказган» и «Жезказган – Аркалык». Не лучше ситуация и с местными дорогами, только 15% которых,по официальным данным, находятся в ненормативном состоянии.
«Эта цифра, учитывая жалобы населения, вызывает определенные сомнения», – убежден депутат.
По его словам, несмотря на единые для всех регионов подходы к ремонту дорог, отмечается существенный разрыв в их состоянии в разрезе областей. К примеру, если в Мангистауской области в нормативном состоянии находятся 95% дорог, то в Западно-Казахстанской этот показатель в 2,5 раза ниже – только 39%.
«В целом ситуация по развитию дорог привела к тому, что в рейтинге стран с лучшими и худшими дорогами по версии Индекса глобальной конкурентоспособности Казахстан занимает только 93-е место, уступая даже Азербайджану, Таджикистану, Грузии и Армении», – констатировал сенатор.
В этой связи депутат предлагает провести диагностику и паспортизацию всех участков местных дорог, чтобы определить их текущее состояние и выработать оптимальные механизмы финансирование ремонтных работ. При этом данный механизм должен исходить только от реальных потребностей регионов. И, как отмечал глава государства, не должен зависеть от «пробивной силы» акимов, каких-то личных предпочтений и прочих субъективных факторов.
Как подчеркнул Серик Шайдаров, экономическое развитие страны в целом зависит от конкурентоспособности ее регионов. В свою очередь конкурентоспособность региона определяется степенью и эффективностью использования его потенциала. Но, к сожалению, местные исполнительные органы зачастую не в полной мере используют имеющиеся возможности, а центральные государственные органы попросту не ориентированы на тесное взаимодействие с регионами, полагает он.
«Свидетельством отсутствия должной коммуникации между центром и регионами является сложившаяся практика по решению многих проблем постфактум или, как говорят, в «пожарном» порядке. На региональные проблемы Правительство зачастую обращает внимание только после критики главы государства или общественного резонанса», – убежден сенатор.
Поэтому, по мнению депутата, необходимо усилить работу по сбалансированному распределению полномочий между уровнями управления:
«То есть местные исполнительные органы должны обладать достаточными полномочиями для решения проблем на местах, а межрегиональные вопросы – решаться на центральном уровне. Нужно понимать, что масштабность и глубина имеющихся проблем представляют угрозу для обеспечения дальнейшего эффективного развития регионов, поэтому важно принятие оперативных и рациональных мер по совершенствованию региональной политики. Все для того, чтобы достичь конечной цели – поступательное развитие страны, главной движущей силой которой должны стать сильные регионы с конкурентоспособной экономикой и высоким качеством жизни населения».