Зачем Казахстану новая модель раннего развития детей?

Специалисты расскажут, в чем преимущества обновленного подхода

Зачем Казахстану новая модель раннего развития детей?
Фото: mavink.com; globalnews.kz; nur.kz

Важнейшим уровнем непрерывного образования является воспитание и обучение в детском саду. Согласно исследованиям, влияние детских садов на интеллектуальное, социальное, эмоциональное, физиологическое развитие ребенка огромно. Поэтому была внедрена новая модель раннего развития детей, передает Azattyq Rýhy.

«Были пересмотрены учебные программы, планы и методы обучения. До этого программа была слишком академической, она должна была рассаживать детей 3-4 лет, учить по 20 минут. Теперь с учетом международного опыта, воспитание и обучение начинается с порога детского сада, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игра — это естественное занятие, которое соответствует поведению ребенка. Ребенок тем самым развивает необходимые навыки, исследуя окружающий мир и узнавая его», - сказал министр просвещения Гани Бейсембаев.

Позиция в новой модели предполагает воспитывать детей из детского сада, прививая им коммуникативность, уверенность в себе, выносливость, открытость, творческий подход, трудолюбие и стремление к знаниям.

Стоит отметить, что в прошлом году запущено 458 детских садов на 39 тыс. новых мест. 93% частных детских садов получили госзаказ. В результате охват детей в возрасте 2-6 лет увеличился на 89,4%, а в возрасте 3-6 лет — на 99,4%. В прошлом году утверждены нормы оснащения дошкольных организаций с указанием перечня учебных и игровых материалов для развития навыков детей, исследовательской деятельности и создания развивающей среды.

«К сожалению, в прошлом году со стороны воспитателей имели место факты неприязни к детям. Чтобы в дальнейшем их избежать, необходимо усилить контроль над местными исполнительными органами», — отметил министр. 

С 2016 по 2021 год школы перешли на обновленные программы. Внедрена система критериального оценивания. Это была очень важная тенденция. Согласно мониторинговым исследованиям, учебные программы по отдельным дисциплинам требуют совершенствования. В связи с этим начата работа по модернизации школьных программ.

По словам главы ведомства, сейчас создана рабочая группа, разрабатываются новые государственные стандарты и учебные программы.

«С прошлого учебного года в классах с казахским языком обучения мы ввели обучение только казахскому языку с 1 класса. Русский язык преподается со 2 класса, а английский — с 3 класса. В классах с русским языком обучения ведутся казахский и русский языки», — отметил министр.

По поручению Главы государства усилены требования к преподаванию предметов естественно-математического цикла в старших классах и введен курс «глобальная компетентность» по освоению жизненно необходимых направлений для 5-11 классов, факультативов по шахматам в начальных классах. Ужесточены требования к качеству учебников. Установлена ответственность авторов и издателей за разработку учебников. В издательстве утверждены обязательства по проведению экспертизы учебника на соответствие государственному стандарту, замене учебников при выявлении полиграфической ошибки, обучению авторов на специальных курсах за счет издательств.

К тому же, обеспечен равный доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Норма открытия одного ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии) законодательно уменьшилась с 60 до 50 тыс. детей. В прошлом году открыто 6 ПМПК, 2 коррекционных кабинета и 10 аутистических центров.

Министр просвещения отдельно остановился на вопросах целенаправленной поддержки развития способностей детей. По поручению Главы государства в прошлом году на законодательном уровне введена норма по выплате победителям международных олимпиад и подготовившим их педагогам материального вознаграждения.

Так, в 2022 году 27 победителей и 26 педагогов получили вознаграждения от 500 до 1500 МРП на общую сумму 73 млн тг. Кроме того, впервые 80 победителей и призеров международных интеллектуальных, творческих, спортивных олимпиад получили возможность для поступления в отечественные вузы «вне конкурса». Таким образом, в 2022 году казахстанскими школьниками завоевано 312 медалей (43 золотых, 95 серебряных и 174 бронзовых).

В целях поддержки детей из социально уязвимых семей 421 ребенок получил возможность обучаться в «Білім-инновация лицеях», «Дарын», РФМШ.

Министр также отметил, что сейчас ведомство активно ведет работу по развитию дебатного движения и школьного самоуправления. На сегодня в стране действуют 6 727 дебатных клубов с охватом 28 тыс. детей и в 7 220 школьных парламентов с охватом 513 тыс. учащихся. 2,9 млн детей охвачены секциями и кружками, интеллектуальными и другими курсами по интересам во внешкольных организациях и при школах.

В рамках поручения Главы государства по строительству 1000 школ в 2022 году введено 247 новых школ на 136 тыс. ученических мест.

По проекту модернизации школ в малых городах, районных центрах и селах в 421 школе обновлены столовые, 814 – библиотеки, 455 – школьная мебель. Для 475 школ приобретены 634 предметных кабинета. В 264 школах проведен капитальный и текущий ремонты.

«Конечно в данном вопросе еще многое предстоит сделать. Это решение проблем функционирования саманных, трехсменных, аварийных школ, дефицита ученических мест. По поручению Главы государства нами разработан пилотный национальный проект «Комфортная школа», — подчеркнул министр.

Между тем начата разработка концептуальных основ для усиления воспитательной работы. Национальное воспитание является источником формирования будущего нации.

При этом каждому образовательному учреждению, прежде всего, необходимо уделять пристальное внимание вопросам воспитания. Позиция «к старшему-уважай, к младшему-ищи» должна занимать личное место в воспитании детей. В этом направлении должны работать все руководители детских садов, школ, колледжей. Реализуется проект «Читающая школа», в рамках которого приобретено 3,4 млн книг, улучшено материально-техническое состояние более 6 тыс. школьных библиотек.

В сфере технического и профессионального образования 125 тыс. молодых людей поступили в колледжи по госзаказу. При этом 50% госзаказа было переориентировано на технические специальности (металлургия, машиностроение, IT, строительство, транспорт и другие). Благодаря увеличению квотной категории в 2022 году количество обучающихся из социально уязвимых слоев населения достигло более 60% (75 тыс. человек). Также на сегодня в 48% колледжах созданы равные условия и безбарьерный доступ для лиц с особыми образовательными потребностями.

Академическая самостоятельность закреплена на законодательном уровне. Теперь колледжи совместно с работодателями определяют содержание образовательных программ и сроки обучения. У студентов появилась возможность за время обучения получить до 3-х квалификаций, а также быстро выйти на рынок труда с одной квалификацией.

Продолжается масштабирование дуального обучения. Охвачено 72 тыс. студентов, 2 тыс. наставников с производства получают доплату. По целевому заказу с обязательством трудоустройства принято 10 тыс. студентов. В настоящее время 498 предприятий осуществляют шефство над 410 колледжами и участвуют в управлении колледжами через Попечительские и Индустриальные советы. Ориентиром подготовки кадров является движение WorldSkills. Более 70 стандартов WorldSkills внедрены в образовательные программы, 40% колледжей внедряют систему оценивания WorldSkills — демоэкзамены. В 2022 году Казахстан занял 10 место среди 55 стран-участниц мирового чемпионата WorldSkills.

«Сегодня мы наблюдаем положительные эффекты действия Закона «О статусе педагога». С января 2020 года зарплата педагогов ежегодно повышается на 25%, в январе 2023 года — еще на 25%. Таким образом, зарплата педагогов увеличилась в 2 раза. Также, предусмотрена возможность дифференцированного повышения оплаты труда (за счет доплат за квалификационный уровень методистам, педагогам дошкольного, школьного, дополнительного, технического и профессионального образования, а также за наставничество, степень магистра и др). 63% (216 989) педагогов получают доплату по итогам аттестации. Утвержден профессиональный стандарт «Педагог», — сообщил министр.

В целях совершенствования процедуры аттестации, освобождены от прохождения тестирования педагоги с 30 летним педагогическим стажем и предпенсионного возраста. Снижен пороговый уровень при тестировании педагогов на 50%. С 5 до 3 лет сокращена периодичность прохождения курсов повышения квалификации педагогов.

С 2022 года трудоустройство педагогов осуществляется на конкурсной основе. Министерством запущен пилотный проект по приему документов для трудоустройства педагогов на базе информационной системы.

С прошлого года внедрена практика ротации первых руководителей организаций образования. Сегодня ротировано 961 (81,5%) первых руководителей (514 директоров школ и 447 заведующих детсадов). Важным инструментом развития образования является оценка качества. Один из важнейших – это Государственная аттестация. 

«Вы знаете, что последние 5 лет госаттестация не проводилась, и мы наблюдали рост недовольства качеством образовательных услуг. Госаттестация возобновлена, она проводится в новом формате без посещения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального образования. В 2022 году процедура госаттестации проведена в 2 363 организациях, 77% из них не аттестованы с первого раза (Атырауская, Актюбинская, Улытау, Акмолинская, ЗКО, Караганиданская, Туркестанская и Алматинская области). Также много проблем возникает при лицензировании школ и колледжей. Проблема — в ненадлежащем оформлении документов. 34 школы оштрафованы судебными органами за образовательную деятельность без лицензии. Без лицензии не должна работать ни одна школа», — пояснил Г. Бейсембаев.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.