Чего ждет Токаев от Министерства науки и высшего образования

Президент определил 3 направления работы

Чего ждет Токаев от Министерства науки и высшего образования
Фото: mail.ru; np.kz

Утечка мозгов – массовая эмиграция высококвалифицированных специалистов. Проще говоря, утечка мозгов, или «бегство человеческого капитала», — это активный отъезд профессионалов в поисках лучших условий для работы.

Обычно люди отправляются за границу. Но утечка мозгов может происходить и в пределах одной страны, когда специалисты массово уезжают из одних регионов в другие, где выше уровень жизни и востребованность специальности.

При утечке мозгов за границу страна теряет наиболее квалифицированный и образованный слой населения. Это отрицательно сказывается на научном потенциале и способствует дефициту рабочих кадров в высокотехнологичных промышленных отраслях. В итоге развитие страны тормозится, что лишь усиливает утечку мозгов и превращает проблему в замкнутый круг.

Термин «утечка мозгов» (англ. brain drain) ввели в оборот сотрудники Лондонского королевского общества. Впервые они употребили его в докладе 1962 года, описывая массовый послевоенный переезд ученых и инженеров из Англии в США и Канаду. Уже в 1968 году ООН признало, что утечка мозгов стала для стран серьёзным экономическим явлением.

Именно борьбу с утечкой мозгов можно назвать одной из генеральных задач, стоящих перед Министерством науки и высшего образования, передает Azattyq Rýhy.

Хотя Президент их сформулировал масштабнее – в предвыборной программе главы государства задачи ведомства запланированы по 3 основным направлениям. Это доступное и качественное образование, передовая прикладная наука, общие ценности и культура.

Останавливаясь на этих направлениях более подробно, министр отметил, что в целом основные стратегические направления и задачи министерства обозначены в 6 национальных планах действий, 3 концепциях, 3 национальных проектах и ​​19 поручениях Президента.

В стране 35% вузов реализуют программы международного образования и академической мобильности. Имеются 3 филиала зарубежных высших учебных заведений. 27% научных разработок коммерциализированы.

В 119 высших учебных заведениях обучается 626,2 тыс. студентов. Количество выпускников составляет 188,3 тыс. человек. 7099 были размещены в текущем учебном году в общежитиях.

«Демографические изменения, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на развитие высшего образования. Количество студентов в стране неуклонно растет. Если в 1991 г. в 61 высшем учебном заведении обучалось 288 тыс. студентов, то к 2025 г. предполагается, что их будет 800 тыс. студентов», - сказал С. Нурбек.

В прошлом году, по его словам, объем госзаказа увеличился на 10%, 60% из которых размещены по техническим направлениям. Стоимость обучения для студентов снижена на 20%.

Также министр отметил, что обновлено содержание высшего образования. 8 вузов присоединились к практическому обучению бакалавриата, а 4 вуза внедрили интегрированный GPA. В рейтинге 16 высших учебных заведений, 3 учебных заведения вошли в рейтинг TimesHigherEducation. Открыто 3 филиала казахстанских вузов за рубежом.

Говоря о поручениях Главы государства в рамках предвыборной платформы, министр обратился к руководителям вузов с призывом приложить все усилия для качественной реализации поставленных задач.

Во-первых, это поручение по увеличению стипендий студентов в 2 раза до 2025 года. Важно предусмотреть в бюджете необходимый объем финансирования.

Во-вторых, обеспечение всех студентов бесплатным доступом к мировым цифровым библиотекам, необходимым для получения образования. Для реализации данной задачи необходимо провести анализ цифровых библиотек и зарубежных ресурсов вузов; обеспечить национальную подписку к «Мировым цифровым библиотекам» и организовать работу по переводу курсов «Coursera» на казахский язык.

В-третьих, необходимо решить вопрос дефицита мест в студенческих общежитиях. Для реализации данного поручения необходимо усовершенствовать механизм ГЧП, проработать меры по привлечению частных строительных компаний, в том числе в рамках ГЧП, а также проработать механизм увеличения уставных капиталов государственных вузов для строительства общежитий.

По словам министра, работа уже начата. Руководителям вузов совместно с акиматами и представителями бизнеса требуется обеспечить привлечение инвесторов для строительства общежитий.

В рамках реализации протокольных поручений Президента, прорабатываются вопросы по открытию до 2025 года дополнительно не менее 5 филиалов авторитетных зарубежных университетов, в том числе двух филиалов вузов с техническим уклоном в западном регионе.

Также поручено продолжить работу по запуску центров академического превосходства (ЦАП) на базе 20 вузов, сфокусировав их деятельность на обеспечении регионов необходимыми кадрами, а также по созданию современных учебных и научных лабораторий.

В текущем году планируется запустить 3 ЦАПа в пилотном режиме, а остальные с 2024 года. Вузам требуется в кратчайшие сроки подготовить соответствующие документы и отработать с заинтересованными госорганами. Необходимо активизировать и провести скоординированную работу с вузами.

Министерством также начата работа над пересмотром стоимости грантов с введением в систему образовательных грантов дифференциации (от 30 до 100%)в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей и предоставлением возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату обучения в вузах под 2-3% годовых.

Вузам уже нужно вести соответствующую разъяснительную работу среди будущих абитуриентов.

«Основные приоритетные задачи высшего образования структурированы по 7 направлениям, и они легли в основу стратегии развития министерства», - сказал С. Нурбек.

По его словам, за последние годы увеличивается количество грантов. Если в 2000 г. объем госзаказа составил 12 860 мест, то в 2022 г. количество грантов увеличилось почти в 7 раз и составило 88 204 места (бакалавриат - 75 761, магистратура-13 253, докторантура -1 890). Предусмотрено увеличение грантов до 90 тыс. к 2025 году.

Планируется внедрение дифференциации грантов от 30% до 100% в зависимости от ЕНТ и льготное кредитование под 2-3% годовых.

Для реализации дифференциации грантов предлагается следующий механизм (виды грантов):

  • «Дарын» – 2,1 % абитуриентов получат грант в размере 120% от среднего размера гранта;
  • «Базовый» – 65,3 % абитуриентов получат грант в размере 100% от среднего размера гранта;
  • «Қамқор» – 32,6 % абитуриентов получат грант в размере 30-50% от среднего размера гранта.

Также необходимо внести изменения в ЗРК «Об образовании» в части включения понятийного аппарата – дифференцированные гранты, грантовый калькулятор (в статью 1 и 63).

«Министерством в реализацию поручения Главы государства прорабатывается также внедрение Единой солидарной образовательной накопительной системы «Келешек». Здесь будут интегрированы дифференцированные гранты и льготные образовательные кредиты», - сказал С. Нурбек.

Применение данного подхода, по его словам, позволит обеспечить 100% охват образованием, эффективное планирование и расходование родителем/студентом, оптимизировать расходы из госбюджета в объеме не менее 15 трлн тг за предстоящие 18 лет.

Современный рынок труда требует от специалиста гибкости мышления, навыков быстрого и постоянного обучения и готовности к мобильности.

«Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, в ближайшие 5 лет 40% основных навыков специалистов на рынке труда могут измениться, и каждый второй работник должен будет пройти переквалификацию. К 2025 году доля работников, родившихся в цифровое поколение, составит 26% в структуре занятости. Для них основной приоритет – саморазвитие и баланс работы и личной жизни. Они склонны чаще менять сферу деятельности и переобучаться», - сказал С. Нурбек.

В Казахстане создана система опережающего кадрового обеспечения.

С 2019 года в стране ведется реестр образовательных программ и целью его формирования было создание единой информационной базы, которая фактически является аналитическим инструментарием.

В целом, сегодня в реестр включены 8 512 программ. Среди них 2 695 новых, а также 266 инновационных программ. На сегодня обновлено около 66% программ. Как отметил министр, экономические факторы также формируют вызовы для развития высшего образования. К примеру, в контексте развития цифровизации, искусственного интеллекта, облачных технологий актуальным является формирование у студентов таких компетенций, как: когнитивные умения, умения управлять не только физическим, но и виртуальным пространством, социальные умения и эмоциональный интеллект, «мягкие» компетенции, в том числе, критически мыслить и решать системно проблемы, умение взаимодействовать, языковые умения и др.

Уже сейчас рынок труда диктует, что знание только в одной области недостаточно для того, чтобы быть востребованным. Для этого все масштабнее используется принцип междисциплинарного подхода при подготовке кадров. К примеру, в связи с цифровизацией многие вузы уже начали реализовывать междисциплинарные программы с IT.

Также предусмотрены критерии исключения программ из реестра в связи с утратой их актуальности. В целях стратегической консолидации усилий вузов, акиматов и бизнес-структур планируется разработать и запустить проект «Мамандығым-болашағым». В его основу лягут результаты исследований Атласа.

Организация работы и необходимое финансирование уже заложено в Программе повышения доходов населения до 2025 года. Составлен список 20 вузов-участников проекта.

На сегодня проект «Мамандығым-болашағым» реализуется в 5 регионах —  Мангистауской, Атырауской, Актюбинской, Павлодарской областях и в г. Астана. Все эти инициативы планируется законодательно закрепить в рамках законопроекта «О профессиональных квалификациях».

В результате будут разработаны 20 региональных карт потребности, 1 млн школьников будут охвачены профдиагностикой, а также будут организованы форсайт сессии для преподавателей вузов по определению востребованных профессий и навыков в каждом регионе. Увеличение контингента студентов стимулирует конкуренцию среди вузов и приводит к многообразию их образовательных программ.

«Для синхронизации рынка труда и образования министерством начата работа по разработке региональных карт профессий на основе форсайт-сессии среди ППС вузов и анализа регионального рынка. Для этого создаются региональные советы по профессиональным квалификациям», - сказал С. Нурбек.

По его словам, на основе региональной карты, а также профессиональных стандартов разрабатываются и актуализируются образовательные программы вузов.

Основные сопроектировщики программ — предприятия-партнеры. К примеру, доля привлеченных специалистов-практиков на отдельных образовательных программах достигла 75%. Для обеспечения качества содержания программ они проходят масштабную экспертизу с привлечением независимых экспертов (2 или 3 эксперта), после чего включаются в реестр.

Еще одним важным направлением работы министерства является реализация Концепции обучения в течение всей жизни. На данный момент стоит вопрос по практической реализации ее ключевых положений.

«В глобальном масштабе данная концепция становится нормой, и Казахстан не должен выпадать из этого процесса. Для этого мы формируем полноценную систему сертификации неформального образования, а также активно внедряем практику микроквалификаций», - сказал С. Нурбек.

К примеру, в обновленных Государственных общеобязательных стандартах высшего и послевузовского образования (ГОСО) предусмотрено признание результатов обучения микроквалификаций, введены понятия «нано-степени», «наращиваемые степени (Stackabledegree)».

В следующем материале рассмотрим важность создания цифровых университетов. 

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.