16 местных аэродромов построят и реконструируют в РК до 2025 года
В январе-августе этого года в Казахстане было перевезено 11 млн 800 тыс. пассажиров
В Казахстане до 2025 году предусмотрено строительство и реконструкция 16 аэродромов местных воздушных линий, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на primeminister.kz.
«В проекте госпрограммы «Нұрлы жол» до 2025 года предусмотрено строительство/реконструкция 16 аэродромов местных воздушных линий (Павлодарская область – Баянаул, Восточно-Казахстанская область - Урджар, Зайсан, Улкен-Нарын, Алматинская область - Ушарал, Западно-Казахстанская область - Жанибек, Сайхин, Казталовка, Атырауская область - Кульсары, Миялы, Суюндик, Карагандинская область - Каркаралинск, Улытау, Туркестанская область - Сарыагаш, Костанайская область - Аркалык, Актюбинская область - Шалкар)», - сказал заместитель Председателя Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития (КГА МИИР) РК Айбек Альжанов в интервью primeminister.kz.
По его словам, в целом в гражданской авиации наблюдается стабильный рост всех показателей. Это показатели по обслуживанию пассажиров в аэропортах, показатели перевезенных пассажиров.
«Мы имеем рост порядка 24% по перевезенным пассажирам, например, в 2015 году это 12 млн пассажиров, в прошлом году нашими аэропортами было обслужено уже порядка 15 млн пассажиров. В этом году за 8 месяцев текущего года перевезено 11 млн 800 тыс. пассажиров, что выше показателей за аналогичный период прошлого года. Казахстанские авиакомпании также зафиксировали рост перевезенных пассажиров, что связано с открытием новых маршрутов, запуском новых авиакомпаний, здесь тоже видим хорошую положительную динамику», - отметил зампред комитета.
За последние несколько лет авиационными властями Казахстана проведены переговоры более чем с 30 странами по вопросам создания/расширения нормативно-правовой базы, а также по возобновлению и открытию рейсов, в том числе по приоритетным направлениям.
«В текущем году были направлены письма в ряд иностранных авиакомпаний, с предложением рассмотреть возможность открытия прямого авиасообщения. Так, соответствующие письма направлены в адрес American Airlines, United Airlines, Delta Air Lines (США), Cathay Pacific (Гонконг), Alitalia (Италия), Iberia (Испания) и KLM (Нидерланды).
КГА была проведена активная работа в рамках форума Routes Silk Road-2019, который состоялся с 15 по 17 июля 2019 года в Нур-Султане, по открытию новых международных авиамаршрутов. В рамках мероприятия были подписаны меморандумы о взаимопонимании с одной из крупнейших авиакомпаний Китая – China Eastern Airlines, а также с китайской бюджетной авиакомпанией Urumqi Airlines.
«Нашим комитетом постоянно ведутся переговоры с авиационными областями для создания нормативно-правовой базы и полноценного сотрудничества. В этом году открыты семь направлений: «Нур-Султан - Прага», «Нур-Султан - Улан-Батыр», «Алматы - Баку». Начались перелеты из аэропорта Караганды, Петропавловска, Кокшетау в Московский аэропорт «Жуковский». Кроме того, был запущен первый национальный лоукостер FlyArystan, который на сегодня выполняет порядка 6 маршрутов. До конца текущего года ожидается прибытие еще двух бортов, соответственно, мы увидим увеличение маршрутов по многим направлениям. До 2023 года они должны получить порядка 10 воздушных судов, ожидается открытие маршрутов по 55 направлениям как в Казахстане, так и за рубежом», - продолжил Айбек Альжанов.
На сегодня по внутренним маршрутам выполняется порядка 54 внутренних рейсов восьми авиакомпаниями. В целом рынок для входа регулярных гражданских перевозок безбарьерный и либеральный, отметил он. Касательно международных маршрутов, то в этом году МИИР РК проведены переговоры с Россией по увеличению маршрутов из Нур-Султана в Москву.
«До этого выполнялось 14 частот компанией «Эйр Астана», в этом году добавили еще семь авиакомпанией SCAT. На сегодня мы имеем порядка шесть авиакомпаний, выполняющие рейсы на Москву ежедневно, что, в свою очередь, скажется на снижении стоимости на пассажирский билет», - добавил зампред комитета.
Между тем, в Казахстане на сегодня порядка 800 воздушных судов состоят в Национальном реестре, которые обслуживают порядка 40 инспекторов. Наблюдается нехватка, поэтому в Национальном плане «100 конкретных шагов» был определен шаг 68 «О переходе на британскую модель регулирования авиации».
«Комитетом в прошлом году проделана большая работа. В этом году Глава государства подписал закон о переходе на новую модель авиационного надзора, который выражается в создании нового АО «Авиационная администрация Казахстана», которая впервые была наделена функциями контроля и надзора за субъектами рынка. Это предприятие позволит нам быть более мобильными к вызовам времени и рынка, позволит нам нанимать необходимое количество инспекторов с высокими квалификациями и платить им достаточно высокую отраслевую заработную плату», - сказал Айбек Альжанов.
В 2016 году после прохождения аудита Международной организацией гражданской авиации (англ. International Civil Aviation Organization – ICAO, рус. ИКАО), Республика Казахстан заняла достаточно высокий уровень безопасности - свыше 80 позиций. И на сегодняшний день ряд казахстанских авиакомпаний прошли технический аудит Европейского союза и начали выполнять регулярные коммерческие перевозки в Европу.
«До 2016 года были существенные проблемы, были иные требования, которым Казахстан не соответствовал», - добавил он.
В прошлом году МИИР РК и КГА была передана Академия гражданской авиации, которая находится в Алматы и занимается подготовкой кадров - специалистов авиационной отрасли, включая пилотов, инженеров, диспетчеров. По словам зампреда комитета, предполагается, что тесное отраслевое сотрудничество поможет выпускникам академии повысить уровень облучения и добиться, чтобы все выпускники, которые заканчивают обучение, были стопроцентно трудоустроены.
«Мы проводим регулярные встречи и совещания с потенциальными заказчиками, аэропортами, где мы спрашиваем, что мы можем изменить в учебных процессах. Мы обновляем и ходим все гармонизировать, чтобы наши выпускники были полностью трудоустроены. У нас в планах есть на базе нашей академии начать обучать кадры с зарубежных стран», - пояснил Айбек Альжанов.
Кроме того, он сообщил о том, что в настоящее время в Казахстане общая численность диспетчерского состава 700 человек. Ежегодная потребность диспетчеров составляет 35-40 человек. Обучение проводится в основном в собственном Центре профессиональной подготовки, а также небольшими группами направляются в Латвию и Великобританию.