Количество интернет-мошенничеств сократилось в Казахстане

Но число обманутых граждан все равно остается большим

Количество интернет-мошенничеств сократилось в Казахстане
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото pexels.com, Pixabay / Skitterphoto

По итогам 2022 года количество интернет-мошенничеств в Казахстане снизилось на 4%, однако цифра по-прежнему остается высокой – более 20,5 тыс. обманутых граждан. И это только те, кто официально обратился в правоохранительные органы. О том, какие виды обмана граждан онлайн остаются самыми «популярными» и как не попасться на уловку мошенников, Azattyq Rýhy рассказал заместитель начальника Департамента криминальной полиции Министерства внутренних дел РК Арман Оразалиев.

«Все мы знаем, насколько сейчас важна цифровизация современного общества. Сейчас в онлайн-режиме возможно получить государственные, банковские и другие услуги. К сожалению, этим активно пользуются и мошенники. В 2022 году зарегистрировано 20,5 тыс. интернет-мошенничеств. Кстати, это меньше чем годом ранее на 4%», – привел статистику Арман Оразалиев.

По данным Министерства внутренних дел, интернет-мошенничества бывают нескольких видов и треть таких преступлений совершены при онлайн-торговле. Как правило, мошенники размещают объявления на известных сайтах и в социальных сетях. Они указывают заниженные цены за товар или услугу и просят предоплату либо полную оплату.

Как же не стать жертвой мошенников при онлайн-торговле? Правоохранительные органы рекомендуют в этом случае всегда пользоваться только проверенными сайтами объявлений, договориться об оплате только после получения товара, убедиться в наличии товара, в том числе через видеозвонок. А если продавец находится в другом городе, попросить своих знакомых или родственников получить и переслать товар.

Еще один вид интернет-мошенничества – привлечение различных якобы вложений и инвестиций.

«Граждане продолжают участвовать в различных схемах по быстрому преумножению денег, несмотря на их сомнительность и непрозрачность. За год жертвами таких схем стали 1 750 казахстанцев, которые вложили свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты. Более того, в ряде случаев для этих целей оформляли на себя кредиты. В погоне за легкими деньгами они лишились своих сбережений», – констатирует замначальника Департамента криминальной полиции.

В данном случае мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных, в том числе, национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми «менеджерами» и «брокерами» проходит в онлайн-режиме, в частности, через мессенджеры. В некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату якобы дивидендов.

«16 января в полицию обратилась жительница столицы, которая потеряла 20 млн тенге, вложив их в несуществующую инвестиционную компанию. Для этих целей она даже продала свою квартиру», – привел пример Арман Оразалиев.

Как правило, основной причиной в таких случаях является интернет-реклама на сайтах, которые находятся на зарубежных технических площадках. Поэтому в МВД рекомендуют: прежде чем решиться на вложения, необходимо обратиться к официальным представителям компаний, услуги которых рекламируются в интернете. При этом не нужно следовать телефонным инструкциям неизвестных лиц, которые звонят и убеждают сделать инвестиции.

Следующий распространенный способ – это телефонные звонки от имени сотрудников банков, правоохранительных органов.

«Указанным способом с начала года совершено более 3,5 тыс. мошенничеств. В таких случаях мошенники активно используют специальные сервисы по подмене абонентского номера. То есть с помощью установленной программы подлинный абонентский номер меняется на другой. Мошенники сообщают о якобы подозрительных операциях на счете либо попытке оформления кредита и проводимой спецоперации по задержанию недобросовестных работников банка. Для обеспечения сохранности денег граждан убеждают перевести деньги со счета либо депозита на так называемый безопасный «страховой» счет, который в последующем используется для дальнейших переводов либо обналичивания похищенных денег», – рассказал схему представитель МВД.

В результате в трех тысячах случаях на граждан оформлялись онлайн-займы в банках и микрокредитных организациях. Здесь также использовались методы социальной инженерии. То есть граждане под убеждением мошенников, под их диктовкой устанавливали на свои телефоны приложения для удаленного доступа, а также сообщали поступающие из банков коды смс-уведомлений.

«Таким образом мошенники и сами граждане обходят все меры безопасности, используемые банками», – говорит Арман Оразалиев.

Причем в некоторых случаях граждане закладывали либо продавали имеющееся имущество – квартиру, автотранспорт, а вырученные деньги уходили на счета мошенников. В этой связи в МВД еще раз напомнили: сотрудники банков или полиции никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецопераций по телефону.

Почему же сложно раскрыть преступления, связанные с интернет-мошенничеством? Большинство таких преступлений совершается из-за рубежа, что усложняет процесс их раскрытия. Если по онлайн-продажам необходимую информацию возможно запросить у казахстанских сайтов объявлений, то по другим необходимо направлять международные запросы. Соответственно, получение нужной информации занимает длительное время.

«В связи с ростом мошенничеств с использованием IP-телефонии, совместно с Министерством цифрового развития и операторами связи выработаны технические меры по блокированию фрод-звонков. Это позволяет сократить количество телефонных мошенничеств от имени якобы сотрудников банков. Если в июне прошлого года было зарегистрировано 573 таких мошенничества, то в декабре их количество снизилось в 5 раз, до 105 преступлений. Сейчас сотовые компании дорабатывают свои системы для того, чтобы исключить мошеннические звонки. Конечно, преступники будут искать новые пути для обхода защитных мер и обмана граждан. Поэтому, данная работа нами будет проводиться и в дальнейшем», – отмечает замглавы Департамента криминальной полиции.

Кроме того, совместно с банками реализуются дополнительные меры по обеспечению сохранности счетов граждан и пресечению оформления нелегитимных кредитов. На сегодня самой действенной мерой профилактики является повышение информационной и правовой грамотности граждан, считают в МВД. Для этого населению рассылают смс-уведомления, а в Астане еще запущен в пилотном режиме проект «Киберпол». Вместе с тем, реализуется комплекс мер по задержанию организаторов и соучастников кибермошенничеств.

«В 2022 году году по результатам проведенных оперативных мероприятий в ряде городов страны пресечена преступная деятельность шести групп, занимавшихся обналичиванием похищенных у граждан денег, так называемых дропов. Среди них есть как наши соотечественники, так и граждане СНГ. Они занимались поиском и оформлением банковских карт, а также переводами денег организаторам мошеннических схем. Установлены факты, когда граждане оформляли и продавали банковские карты, которые в последующем использовались для обналичивания похищенных денег», – рассказал Арман Оразалиев.

В завершение он еще раз напомнил гражданам, чтобы они никому и ни под каким предлогом не передавали свои персональные данные, абонентские номера, банковские карты и их реквизиты, не устанавливали на свои телефоны неизвестные программы по просьбе посторонних лиц, не следовали «телефонным» инструкциям работников банков или правоохранительных органов, не осуществляли переводы по сомнительным сделкам, остерегались финансовых схем без прозрачного источника дохода. А также регулярно меняли пароли доступа к услугам банкинга.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.