Как в Казахстане намерены решать проблему дефицита водителей автобусов

Нехватка шоферов особо чувствуется в столице

Острый дефицит водителей автобусов испытывают казахстанские автопарки. Нехватка шоферов особо чувствуется в столице. Там вакантны более тысячи мест, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на телеканал «Астана».

Эксперты тотальную нехватку специалистов связывают с поправками в «Закон о дорожном движении». Но сами водители уверяют – проблема не только в этом. Каждый день на столичных остановках одна и та же картина: люди ждут свой автобус по полчаса. Попасть в салон в час пик – уже большая удача. И то, что стоимость проезда в общественном транспорте остается прежней, астанчане называют слабым утешением.

В многочисленных жалобах горожан прослеживается несколько основных: переполненные автобусы и долгое ожидание. Если летом еще можно потерпеть, то с наступлением суровых столичных холодов ждать невыносимо, сетуют пассажиры. В столичных автопарках более полутора тысяч водителей. По трудовому кодексу, каждый должен работать не более 40 часов в неделю. Но фактически дошло до того, что один водитель работает за троих, говорят в транспортной компании. Для спокойного, неперегруженного графика не хватает еще тысячи специалистов.

«Во время пандемии коронавируса был отток водителей порядка 400 человек. На сегодняшний день водители предпочитают работать в службах такси, частный извоз, либо востребована работа в Восточной и Западной Европе в качестве дальнобойщиков. Заработок шоферов – от 300 до 600 тысяч тенге в месяц», - говорит главный менеджер-руководитель департамента координации транспорта ТОО «CTS» Манарбек Калмукан.

Но сами водители уверяют – для такого перегруженного графика зарплата маленькая.

«Все уезжают в Европу, потому что в Астане работа тяжелая. Утром нужно рано вставать. Если смена начинается в 6, но вставать нужно в 4 утра: взять автобус, заправиться, поехать на конечную станцию», - отметил водитель Сембек Жукенов.

Последние изменения в законодательстве тоже отбили желание садиться за руль общественного транспорта, уверены эксперты.

Согласно поправкам в «Закон о дорожном движении», управлять автобусом можно с 25 лет. При этом нужно иметь водительский стаж не менее 5 лет, из которых 3 года с категорией D1.

«Категория D1 - это микроавтобусы до 16 мест. К сожалению, сегодня на рынке труда практически отсутствует данная вакансия. То есть, соответственно, водителю, чтобы получить категорию D, отсутствует возможность получить стаж», - считает директор центра квалификации специалистов транспорта ТОО «CTS» Нурлан Ильгундинов.

В палате предпринимателей «Атамекен» предлагают упростить выдачу водительских удостоверений для желающих водить автобус - снизить возрастные ограничения по стажу работы и по возрасту. По их словам, это решит проблему дефицита кадров.

«Мы предлагаем пересмотреть данные критерии, поскольку возрастные ограничения жесткие в настоящий момент. Но при этом усилить программу обучения для претендентов, которые будут получать водительское удостоверение категории D. Мы данный вопрос с МВД отрабатываем уже порядка 3-4 лет. До 22 мы предлагаем, но МВД пока в настоящее время поддерживает до 23», - сказал управляющий директор департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Мурат Амрин.

Дефицит кадров - не единственная проблема столичных автопарков. Не хватает почти 400 автобусов, рассказали в департаменте координации транспорта. И пока эти проблемы не решены, астанчанам придется мерзнуть на остановках или тратиться на такси.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.