Инклюзивные инновации: как разработчики помогают детям видеть и слышать
Вот только для распространения своих разработок они сталкиваются с бюрократией
Нурбек Енсебаев – один из основателей команды разработчиков общественного объединения инвалидов «SEZUAL». По образованию он – инженер-энергетик, выпускник программы «Болашак», участвует в создании инклюзивных технологий для людей с ограниченными возможностями. Эти разработки позволяют видеть незрячим, ходить людям, использующим коляски, а также самостоятельно изучать музыкальную грамоту слабослышащим. Его проекты уже известны во всем мире, но в своей родной стране команда разработчиков сталкивается с бюрократией, которая не позволяет масштабировать проект, передает корреспондент Azattyq Rýhy.
«Когда я учился, я увидел, что многие студенты занимаются благотворительностью, социальными проектами. Я тоже старался участвовать в этом и погрузился в благотворительную деятельность. Мы помогали малоимущим, семьям, в которых есть студенты, имеющие определенные отклонения. Участвовал в мероприятиях по краудфандингу, чтобы помочь таким студентам. И в этот момент у меня появилось понимание, поэтому я решил направить свою энергию Казахстане в социальное русло», - рассказывает Енсебаев.
Вернувшись в Казахстан, молодой человек занялся стартапами, разрабатывал образовательные видеоигры. Говорит, было приятно осознавать, что посредством этих игр дети могут развивать множество жизненно важных навыков. Но однажды друзья поделились с Енсебаевым контактами ученого Галымжана Габдрешова, занимающегося военными и медицинскими разработками. Оказалось, что сферы интересов двух мужчин совпадают, так как у обоих было желание создавать технологии для улучшения жизни людей с особыми потребностями. Сам же Галымжан был вовлечен в сферу инклюзивных инноваций из-за инцидента, в результате которого он едва не лишился зрения, но риск потери остается.
«Так как у меня сохранился нетворкинг среди волонтеров и социальных работников за рубежом в разных странах, я понял, что могу помочь продвигать проекты за рубежом, помогать не только в разработке, но и в маркетинге, продвижении, установлении контактов с международными организациями. С его стороны – он и ребята занимались разработкой и тестированием. После того, как мы объединились, мы начали получать определенные результаты, выиграли грант Всемирного банка.
Мы изготовили аппарат, который позволял видеть благодаря активной звуковой биолокации, то есть, человек надевал на шею наш аппарат, аппарат излучал щелчки, то есть давал импульсы определенных частот, и благодаря этим импульсам, которые отражались от объектов, человек понимал расстояние, высоту и материал объекта. Получается, благодаря биорезонансным характеристикам активизируется зрительная кора. В результате в мозгу человека воспроизводятся четкие образы, позволяющие незрячему человеку, к примеру, приготовить себе ужин или прокатиться на скейтборде», - объясняет разработчик.
Нурбек поясняет, у незрячих тестировщиков, которые тотально не видят, у них обостренный слух. В результате исследований они показали потрясающие результаты с аппаратом. Такого результата не ожидали сами разработчики. Получив грант, они смогли сделать девять прототипов своего изобретения и провести исследование, по результатам которого «Биолокатор» прошел официальное государственное испытание перед правительством, в котором более 40 дефектологов и профильных организаций зафиксировали факт наличия нового типа зрения.
Дальше пошли первые запросы. О Нурбеке и Галымжане узнали за пределами страны. Они стали получать запросы из казахстанских школ для незрячих детей. Все они хотели, чтобы дети могли научиться самостоятельно читать, потому что, как правило, детей много, а в школах не хватает мест. Еще в течение полугода разработчикам удалось создать аппарат самоучителя Брайля. Финансовую помощь в этом им оказала одна крупная компания, за счет которой теперь такими аппаратами обеспечена одна из школ в Атырау, а в этом году получилось подарить партию аппаратов библиотеке для слепых людей и казахстанскому обществу слепых.
«У нас до сих пор идут запросы. Когда мы вручили аппараты школе, дети, которые там учились, озвучили еще одну просьбу – они бы хотели играть на музыкальных инструментах. Мы тоже приняли ее в разработку, и в данный момент у нас есть понимание, как им помочь. Мы решили сделать музыкальный самоучитель, который мы тоже хотим повсеместно внедрять», - говорит Енсебаев.
Разработчики готовы и дальше продолжать работу, создавать новые стартапы, которые могли бы помочь людям с ограниченными возможностями. Но сами они ограничены в средствах. Нурбек поясняет, что основная часть их финансирования – это краудфандинг.
«Для того, чтобы помочь детям, которые действительно нуждаются, мы отправляем запросы во все государственные структуры. К примеру, в «Самрук-Казына», в различные фонды. Приходится постоянно обосновывать важность и нужность проекта, сталкиваться с бюрократий. Между тем, несмотря на то, что мы все процедуры выполняем, госструктуры нас пока не услышали. Услышал Всемирный банк и частная компания. Они выделили средства почти сразу, как узнали о наших разработках», - отмечает он.
Хотя, считает Нурбек, значимость таких разработок и обосновывать не нужно, так как когда человек узнает о том, что есть прибор для слепых, которые не могут ни работать, ни учиться, и никак не интегрированы в общество, вопросы отпадают. И этим людям не нужно ничего объяснять, ведь они тоже хотят получать образование, хотят заниматься саморазвитием. Но пока от государства разработчики никакой поддержки не получили.
А тем временем, к их обществу в скором времени должна присоединиться зарубежная компания. Более того, они получили запрос из Африки на приобретение 500 биолокаторов и 500 аппаратов самоучителя Брайля. На разработчиков также вышла китайская общественность, которая попросила адаптировать самоучитель Брайля под китайский язык.
Нельзя не сказать и о том, что в 2020 году Нурбек и Галымжан попали в шорт-лист премии ООН, стали национальными номинантами. В этом году два их аппарата получили номинации, и может, в ближайшем будущем станут лауреатами.
«Мы видим прекрасно, что за рубежом очень пристально следят за нашими успехами. Нам недавно прислали два приглашения из американской школы Перкинса в Массачусетсе и со школы Техаса. И предложили сделать технологии для их школ, чтобы их дети с биолокатором могли полноценно, без поводыря, без трости спокойно перемещаться. Чтобы обрели самостоятельность. У нас даже есть пример, где наша девочка Жазира с помощью биолокатора каталась на велосипеде. Хотя она тотально незрячий человек, в детстве потеряла возможность видеть, но сейчас перемещается свободно», - приводит примеры разработчик.
В планах Енсебаева и Габдрешова – распространить эту технологию повсеместно. Они заверяют, в их разработках заинтересованы абсолютно все регионы Казахстана. Поэтому и цель – распространить разработки повсюду.
«Все заинтересованы в том, чтобы незрячие дети научились читать, писать, освоили алфавит, цифры, знаки, причем не на одном языке, но и на других языках. Им доступны сейчас казахский, русский, английский. Мы сейчас готовимся выпустить на китайском, арабском. Также по просьбе детей готовимся сделать музыкальные аппараты, хотим поставить их во все профильные учреждения. К слову, мы выполняем просьбы не только незрячих людей. К нам обратились инвалиды-колясочники, общество глухонемых. Для глухонемых мы изобрели костный наушник, который позволяет слышать музыку, тональность, жить более полноценно. А для колясочников мы изобрели экзоскелет, который помогает им передвигаться.
Мы работаем, как чистая страница. Любой запрос, который к нам приходит, мы обязательно обрабатываем и стараемся удовлетворить потребности общества. И если нам удается найти спонсоров, мы сразу изготавливаем наши приборы. Есть завод в Ланчжоу, они все комплектующие изготавливают и отправляют нам в Астану, мы собираем здесь сборку и отправляем по регионам», - перечисляет Нурбек.
Наш разговор он завершает словами Президента о Новом Казахстане. Разработчики хотели бы, чтобы в Новом Казахстане общество было обращено не только к тем, кто абсолютно здоров, но и к тем, кому повезло в жизни меньше. Каждый день люди попадают в разные жизненные ситуации, лишаются возможности видеть, слышать, ходить. И так как Нурбек и Галымжан поставили цель помогать таким людям, им хотелось бы, чтобы государство поставило цель – финансировать такие вещи.
«Если бы государство обратило внимание на этот сектор, то у нас в Казахстане абсолютно все люди смогли бы перейти из категории тех, кто получает пособие, в категорию тех, кто приносит экономическую пользу. Потому что с нашими технологиями люди смогут работать. И слепые, и глухие, и колясочники. Они смогут работать на полноценной работе и, соответственно, платить налоги. Вложения государства окупятся в первые годы, как только государство обратит внимание и поддержит данный сектор. Поэтому хотелось бы на это упор сделать», - завершает беседу Енсебаев.