Город больших перспектив: как изменилась Астана
Инфраструктуру города развивают под потребности местных жителей
Некоторые коренные астанчане нынче признаются, что не верили в становление города, считали, что болотистая местность уйдет под воду. Однако спустя годы они увидели совершенно другую картину: современный и развитый город, построенный и до сих пор строящихся с акцентом на один важный пункт - комфорт жителей. Как меняется инфраструктура столицы, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Минувшим летом в Астане был отремонтирован мост на оживленном шоссе Алаш. Кроме того, ударными темпами строились две масштабные переправы через Есиль – по проспекту Тауелсиздик и Улы дала. Первый будет готов в 2023 году, второй открыт для движения уже в августе.
«Проект очень интересный, он сделан из двух мостов. Мост будет постоянно в движении. Он разгрузит дорогу от Нурлы Жола до аэропорта, долго простояла дорога эта закрытая, разгрузит большую часть города, скоро эти районы заселятся, мост будет востребован. Комфортно будет очень и красиво», - убежден руководитель проекта Александр Лесок.
Оба моста – часть концепции Комплексной транспортной схемы. К слову, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в генплане города выделили отдельно. Это позволит выработать единое техническое видение городского транспорта на 10 и более лет с учетом ежегодного роста населения и увеличения трафика. Схема предусматривает увеличение количества новых автомобильных мостов, транспортных развязок, модернизацию общественного транспорта, пробивку дорог, расширение улиц.
Ежегодно в столице асфальтируют сто новых улиц, комплексно, со всей инфраструктурой. За последние 2 года отремонтировано почти 300 улиц, половина из них – в жилых массивах.
«Проводим работы по реконструкции улиц Юго-Востока. Это частный сектор, где люди сами строили себе коммуникации давным-давно, когда получали землю. Мы сейчас прокладываем инженерные сети, освещение, делаем полностью благоустройство, дорогу, бордюры, под ключ. Вплоть до газона, деревья высаживаем. Сразу на перспективу сети, дальше район будет расширяться – не будет такого, что снова пришли, выкопали опять, потом это все восстанавливать», - объясняет начальник участка Виктор Булдаков.
Руководитель Центра урбанистики Астаны Елнар Базыкен говорит, что в столице разработан мастер-план «Комфортный город», выработана социально-экономическая стратегия, заключенная на том, чтобы город был комфортным, здоровым и устойчивым.
«Цель поставлена до 2030 года. Мы придерживаемся именно человекоцентричности, когда в шаговой доступности каждого района уделяется внимание именно благоустройству, качественным услугам – школы, садики, больницы. Чтобы для горожанина в пешей доступности все было вокруг него», - подчеркнул Базыкен.
Другими словами, всем астанчанам, независимо от адреса проживания, должно быть комфортно и удобно. А если некомфортно и неудобно, жители всегда могут сообщить об этом на горячую линию IKomek.
«Рекорды IKomek – максимальное закрытие вопросов, до 80% закрывается сразу, остальные системные, сложные они закрываются в течение семи суток. Из года в год доверие населения к нам растет, это видно по фактам, по статистике. За пятилетний период – у нас количество обращений растет. Мы не для формальности принимаем обращения, есть обратная связь. За 22 год по итогам полугодия у нас вышло 1,2 миллиона обращений жителей. Мы считаем, что мы делаем комфортнее город», - отметил руководитель городского центра мониторинга и оперативного реагирования «IKomek109» Аскар Таксимов.
Газификация – долгожданный проект, который нацелен решить одну из главных проблем столицы – смог от твердого топлива. К слову, доступ к газу уже получили 14 тысяч абонентов, более 6 тысяч получили техусловия.
«Построено 650 километров газораспределительных сетей, мы охватили 10 жилых массивов. К каждому дому подведены сети газоснабжения, обеспечен доступ к подключению. Если в городе всего 20 тысяч домов частного сектора, из них 14 тысяч имеют доступ к газу. Многие понимают, видят, что соседи перешли, делают анализ, насколько это комфортно и удобно», - рассказал руководитель отдела топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства Астаны Максат Есмагулов.
«Я эту зиму не заметил, как прошла эта зима, было удобно и хорошо. Могу только похвалить власти. Темп был сжатый, дано поручение главы государства, учитывая еще наши климатические условия. Это чистый город и самое главное – удобство жителя. Это тебе удобно и физически и чисто экологически, чтобы не было смога, который каждую зиму бывает», - говорит житель столицы Марат Рахимгулов.
Акиматом также принят ряд льгот для горожан, желающих подключиться к газу. Сокращен перечень документов. Всем жителям счетчики выдают бесплатно. Нуждающимся категориям выделяют социальная помощь, ее размер с 200 тысяч тенге увеличен до 430 тысяч тенге. Кроме того, подвести голубое топливо можно в рассрочку: через банки на полтора года выдают беспроцентный кредит до 750 тысяч тенге. Сейчас полностью газифицировали два района – Сарыарка и Алматы.
«Начато строительство подводящего газопровода к жилым массивам Есильского и Байконурского района, оставшейся части. Помимо жилых массивов у нас реализуется газификация энергоисточников – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, она также будет работать полностью на газу», - подчеркнул Максат Есмагулов.
Это значит, что город станет заметно чище и краше. Работают в столице и над улучшением инвестиционного климата. В лидерах по-прежнему строительная сфера. Строят много, на разный кошелек, но со вкусом, отмечают эксперты.
«Когда в октябре 2019 года Президент дал жесткое поручение по принятию строительного кода для зданий – Левого берега, район Улы дала, за Хан Шатыром, район ЕХРО – в этом смысле они во многом схожи своим видом, что придает городу единый стиль. И это выглядит более культурно», - считает аналитик Газиз Абишев.
В последние годы Астана идет на рекорд по объемам инвестиций и в производство.
«За последние 10 лет столица превратилась из города госслужащих в город предпринимателей. Статистика это показывает, порядка 80% города формирует МСБ. Это касается доходной части и инвестиций в основной капитал. В первую очередь, это строительство жилья. Но это и транспорт и логистика, и производство, и образование, и медицина.Мы можем похвастаться: за прошлый год по основным экономическим показателям мы достигли рекордных данных, мы привлекли 1,2 триллиона тенге, по промышленности более триллиона тенге произведено продукции», - рассказал заместитель председателя правления городского центра развития инвестиций «Аstana invest» при акимате Ербол Канафин.
Поддержку получили в первую очередь предприятия обрабатывающей промышленности, заводы по производству продуктов питания, строительных материалов, машин и оборудования, медицинских и фармацевтических, текстильных изделий. Изменения в городе отчетливо замечают жители.
«Я работаю с пожилыми людьми, сколько среди них людей, которые строили этот город. У нас, например, архитектор говорил, что Целиноград – город пятиэтажных домов, болотистая местность, он мог уйти под воду. А сейчас посмотрите, какие технологии пошли! Или вот пару зданий построили без учета розы ветров и как бы не топили, там всегда было холодно. Столько тонкостей приходилось знать людям, чтобы строить этот город. Но он же стоит», - говорит активистка Баян Ахметжанова.
Руководитель центра урбанистики говорит, что для них важно создать комфортный город для всех горожан.
«Мы работаем исключительно по потребностям. У нас нет творческого эго «я хочу как дизайнер, придумать какую-то классную вещь, и хочу ее поставить». Наоборот, мы думаем, как помочь этому району. Проводим аналитику, изучаем, встречаемся с местными жителями, это рождает концепцию», - говорит Базыкен.
С 2019 года в Астане благоустроено более 750 общественных и дворовых пространств. И жители замечают эти победы. Причем это победы всех астанчан. Каждый местный житель знает, что он живет в городе, у которого большие перспективы.