Бросить офис и увидеть мир: как один момент изменил жизнь алматинки
Самолет стал для нашей героини вторым домом
Горы документации, ежедневная работа в офисе и бесконечные отчеты – это то, на что потратила три года своей жизни Асем Какен. Но однажды по счастливой случайности в свой очередной день рождения девушка увидела пробегающую мимо нее бортпроводницу. В тот вечер Асем загадала желание сменить профессию и увидеть мир. Удивительно, но все получилось. Своей историей она поделилась с корреспондентом Azattyq Rýhy.
Асем Какен – обычная алматинка, которая училась в гимназии, а затем поступила в Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова на популярную в Казахстане профессию. После на протяжении трех девушка работала в офисе по специальности – гора бумаг, документации и, как признается она сама, было ощущение, что она не принадлежит этому миру. Такая работа была ей совершенно не по душе. Жизнь Асем перевернул случай, который произошел в ее день рождения.
«Был теплый солнечный, весенний день. Я с утра наблюдала в окошко, как люди на улице гуляют и нежатся на солнышке. Я тоже во время обеда вышла подышать свежим воздухом, и не заметила, как обошла почти весь центр города. По дороге все время замечала, как я для себя сейчас обозначила, знаки – это реклама в билбордах и самолеты, идущие на посадку. Когда стояла на перекрестке, прямо передо мной остановилась машина с названием авиакомпании, откуда с большим чемоданом вышла хрупкая и красивая стюардесса, улыбнулась мне, словно солнышко. Казалось, что все вокруг застыли от ее появления. А я шла по ее шлейфу вкусного аромата духов с мыслями: «Она наверное только прилетела из Франции, и, ах, какая красивая униформа», - вспоминает Асем.
Вот тут-то девушка вспомнила, как на днях коллега рассказывала о том, что в прошлом работала бортпроводницей, увидела весь мир. Тогда, слушая рассказ, все это казалось ей чем-то из области фантастики. Теперь же Асем поняла – это действительно судьба и, вернувшись на работу, начала искать сайт, где, по стечению обстоятельств наткнулась на рекламу о наборе бортпроводников, который должен быть состояться на следующий день.
«Я тут же позвонила, и мне ответил парень с приятным голосом. Он сказал, что мне очень повезло, что успеваю записаться и пригласил на собеседование на другой день. Вечером, задувая свечу своего праздничного торта, я загадала желание, что хочу стать бортпроводником», - улыбается девушка.
К своему удивлению, видимо, роль сыграло огромное желание, отбор будущая бортпроводница прошла с легкостью. А понимание, что она выбрала правильный путь, укреплялось день ото дня. Но путь в бортпроводники долгий и сложный. Помимо медицинской комиссии, необходимо было пройти специально обучение. Это тренинги по предоставлению сервиса и обеспечению безопасности пассажиров на борту воздушного судна. Причем, все это проходит в условиях, близких к реальным – после теории проходит практика на макете самолета, где ученики тушат пожары, эвакуируют людей, вытаскивают их из воды и спасают жизни, и даже принимают роды. А после успешной сдачи экзамена ты с гордостью приступаешь к профессии мечты.
«Каждый бортпроводник является не только лицом авиакомпании, но и страны в целом. Красивые лица, стройный силуэт, ухоженный внешний вид – это важные черты образа. А красивая и стильная униформа от ведущих казахстанских дизайнеров дополняет этот образ. Поэтому есть критерии, по которым отбирают: в каждой авиакомпании есть свои определенные стандарты, но зачастую они схожи. Например, каждый кандидат должен дотянуться до отметки 200 сантиметров на отборе – это первый и важный пункт, так как это высота багажных полок в самолете», - рассказывает о тонкостях отбора бортпроводница.
Сегодня Асем Какен – бортпроводник-супервайзер со стажем в компании в девять лет. Она сама не верит, что так быстро пролетело время. Причем, не одна она такая, говорит, среди ее коллег можно встретить финансистов, архитекторов, бывших сотрудников медицинской сферы и даже актеров кино, театра, певцов и танцоров.
«Бортпроводники – удивительные люди с широким кругозором и с парочкой интересных историй, которыми всегда друзья и родные просят поделиться снова и снова», - заверяет девушка.
Помимо основных обязанностей у бортпроводника всегда есть возможность развивать себя в любой сфере, всегда есть мотивация двигаться вперед, познавать что-то новое. А в качестве приятного бонуса – возможность путешествовать по всему миру. Но и здесь нельзя забывать об отдыхе, а с этим у компании – очень четко. Есть режим, который нарушать нельзя.
«Существуют нормы и правила, по которым бортпроводникам разрешается летать только определенное количество часов и дней в месяц. Нам полагается отдыхать перед рейсом и обязательно после. Также, не меньше семи выходных дней в месяц. В среднем, налет часов за месяц от 60 до 80, направления могут быть разные, как внутренние, так и международные. На многих международных направления свыше шести часов полетного времени, обязательное условие – это послеполетный отдых. Нам предоставляют гостинцы не меньше четырех звезд, и остаемся мы там от одного до трех дней, в зависимости от сезона», - говорит она о графике работы.
Но самая привлекательная часть – это 50 дней оплачиваемого отпуска, который можно разделить на несколько частей, воспользоваться скидкой 90% на билеты и улететь в любую часть света. Но есть и другая сторона медали.
«Скажу честно, мы часто пропускаем важные даты своих родных и близких, выполняем рейсы в Новый Год и прочие праздничные дни. Но видеть счастливые лица родных, когда ты разом поздравляешь и раздаёшь собранные с разных поездок подарки очень приятно, И думаю, они тоже всегда рады такой «компенсации». Многие коллеги находят себя в различных увлечениях, кто-то развивает свое хобби, кто-то профессионально занимается спортом, обучением, посещают языковые курсы, проводят тимбилдинги, участвуют в марафонах, соревнованиях. Все возможно, лишь было бы желание», - считает Какен.
Работникам авиации часто говорят, что они живут, словно в холодильнике. Интересное наблюдение, но люди, которые часто летают, медленнее стареют, потому что всегда ближе к солнцу и получают больше витамина D3, смеется бортпроводник.
На самом же деле со временем самолет становится для них вторым домом с шикарным видом из окна, который уже сложно на что-либо поменять. Когда же придет время завершать летать, и оно, увы, рано или поздно наступит, Асем Какен хочет стать тренером, чтобы делиться своим опытом и обучать молодых бортпроводников. Пока же еще есть большой список стран, в которых она не была, а значит, спускаться на землю еще не время.