Металлургия слабых не любит
Металлург со стажем – о профессии, плюсах и проблемах
Если бы можно было перемотать жизнь назад и сменить профессию, Марат Есимханов, металлург с 20-летним стажем, никогда бы не изменил этому направлению. Металлург – это звание, которое можно носить гордо в Казахстане, хотя, и без проблем никуда, передает Azattyq Rýhy.
«Если бы у меня была возможность изменить профессию, я бы не изменил. Я себя не представляю ни в какой другой профессии. Меня гордость берет за профессию. Вот бригадир мой ушел на пенсию металлургом с печки. Я бы тоже хотел, чтобы обо мне говорили: «Он ушел металлургом, а не кем-то еще», - говорит Марат Есимханов.
Марат Есимханов родился в крепкой, дружной семьей в Майском районе, в совхозе имени Кирова в 1989 году. Отец работал на стройке, а мама штукатуром-маляром. В 1994 году семья переехала в Аксу, а после девятого класса парень поступил в физкультурный колледж. После армии, откуда он вернулся в 2000 году, увидел младшего брата, который учился на плавильщика. Так Марат впервые услышал о профессии, ему стало интересно, и он решил попробовать. Устроился на ускоренные 10-месячные курсы, получил диплом, и уже через пару недель оказался в своем первом цехе Аксуского завода ферросплавов, куда и вышел на работу в ночную смену.
Завод ферросплавов в Аксу – одно из крупнейших металлургических предприятий мира, производящее более одного миллиона тонн в год хромистых, кремнистых и марганцевых сплавов.
«Начинал с самых низов, на одном месте долго не стоял, стремился расти. И так пошел наверх по карьерной лестнице. И вот в июле было 20 лет, как я стал металлургом», - улыбается он.
Сегодня Марат – плавильщик и начальник смены №4 Аксуского завода ферросплавов. В его обязанности входит курирование молодых ребят – это и краноплавильщики, и машинисты, и машинисты разливочных машин, и машинисты кранов. Всего порядка 70 человек. Есимханов должен расставить всех по местам, организовать работу.
Работа с расплавленным металлом таит в себе немалую опасность. Поэтому плавильщики, идя на работу в горячий цех, готовятся: сверху спецодежды суконная куртка или костюм из жароотталкивающего материала, специальная обувь, каска с козырьковым светофильтром и защитным щитком, средство индивидуальной защиты органов дыхания, рукавицы, перечисляет металлург.
«У нас ферросплавные печи работают непрерывно. В самой печи температура до 2000 градусов доходит, можете представить? Сторонний наблюдатель не увидит, как плавится металл. Он увидит только пламя огня. Плавление металла видит только оператор на мониторе. Для нас важно отстоять достойно смену, чтобы не было никаких замечаний со стороны вышестоящего руководства, выполнить план производства и со спокойной душой пойти домой отдыхать, к семье», - рассказывает Есимханов.
О выборе профессии металлурга Марат ни разу не пожалел. Говорит, если бы пожалел, сразу бы ушел. Но с каким интересом он рассказывает о своей работе, о сплаве, который должен получиться именно таким, «каким надо». Труд плавильщика очень тяжелый, но когда любишь профессию, ко всему привыкаешь – и к жару печи, и к открытому пламени, и к расплавленному металлу. Но сейчас, еще будучи начальником смены, важно и нужно находить с командой общий язык.
«Бывает, к нам приходит молодежь, и слабые сразу не выдерживают, увольняются, уходят на другую работу. Остаются самые сильные, стойкие. Помню, я когда устраивался на работу, нас заставляли поднимать гирю. Поднял восемь раз – будешь работать. Вот такая проверка на выносливость была. В 2000-х годах такой техники, как сейчас, не было, все делали руками. Поэтому ребята должны были быть сильными, да и сейчас тоже», - рассказывает Марат Есимханов.
Смена металлурга длится 12 часов. И тоже не все выдерживают такой нагрузки. Есимханов считает, что раньше молодежь была трудолюбивее и выносливее. Плюс, здесь не просто плавят металл – постоянно нужно думать, ситуации бывают разные, и необходимо быстро реагировать. Поэтому техника безопасности постоянна, как и контроль. Металлург заверяет, что не помнит случаев травматизма на своем предприятии. Потому что все отлажено, как часы, плюс людям постоянно напоминают – «ошибки совершают уверенные в себе люди, а тут всегда нужно быть настороже». Да и в целом, металлурги, говорит он, очень дисциплинированные люди.
Учитывая тяжелое производство, металлургов полностью обеспечивают льготами, бесплатным санаторием, на работе – двухразовое питание и ежегодное обследование. Зарплаты, утверждает Есимханов, неплохие, но сколько получает, не называет. Одна проблема – пенсионный возраст.
«Лучше бы, достигнув почетного возраста, металлург бы пошел отдыхать. Работает ведь на тяжелом производстве, а теперь приходится трудиться наравне с молодыми, даже где-то больше. Потому что где-то свое плечо подставит, где-то подстрахует, сам сделает свою работу и другому поможет. Он ведь уже с опытом», - говорит он.
Металлург – профессия преемственности, знания и опыт передаются из поколения в поколение. Здесь каждый начинает с низов и, если выдерживает, поднимается до бригадира, до начальника. Каждый специалист в этой сфере гордится, когда молодежь говорит: «Это Марат меня научил». Работа металлурга, констатирует Есимханов, – она настоящая, поистине мужская. И здесь нет никаких компромиссов.
«Когда мы с друзьями даже собираемся, кто-то крановщик, кто-то электрик, кто-то тепловозник, начинаем спорить. И я им говорю: «Вы, работая на Аксуском заводе, должны понимать, что на первом месте стоят металлурги». Без них вы никуда, как говорится, потому что завод металлургический. Металлургия слабых не любит. Работая с металлом, мы и сами как металл», - подчеркнул он.
Действительно металлургия считается одним из главных локомотивов экономики Казахстана. На сегодня около 230 тысяч наших соотечественников трудятся в горно-металлургической отрасли Казахстана, на долю которой приходится 8,2% ВВП страны и без малого четверть национального экспорта.