Найти силы, чтобы жить: история полицейского, ставшего портным
Как одно ДТП может кардинально изменить жизнь
Одно дорожно-транспортное происшествие может повернуть жизнь на 180 градусов. Это и произошло с Даркеном Аймананбетовым. Столкновение машин – и полицейский стал инвалидом. Но он не просто нашел в себе силы жить, но и связал себя с новой профессией – профессией портного, передает Azattyq Rýhy.
Жизнь любого человека удивительна и непредсказуема. И не всегда случаются приятные истории, но только от каждого из нас зависит, окончился ли все счастливо или нет. Так случилось с Даркеном Аймананбетовым.
Многие годы мужчина работал в органах внутренних дел. Кем – сильно не распространяется, лишь говорит, что «в сопровождении». Так бы и доработал до пенсии, если бы не дорожно-транспортное происшествие, которое кардинально изменило его жизнь. Он стал инвалидом второй группы. Причем из-за проблем с позвоночником инвалидность – бессрочная. Одни в такой ситуации закрываются, другие впадают в депрессию, третьи – находят в себе силы жить. Именно этот путь и выбрал Аймананбетов. Сначала таксовал, ведь мужчину в возрасте, да еще и с инвалидностью никто на работу не возьмет. Потом пошел учиться на швею, а после окончания курсов устроился на швейную фабрику.
«Все были против, говорили, ну куда быть швеёй? Это не твоя работа. Но я отучился, работаю, и мне нравится», - говорит мужчина.
Проработав недолго на одном предприятии, Аймананбетову сказали о ТОО «Колганат Караганда». Это тоже швейное производство, но здесь с удовольствием принимают на работу людей с особыми потребностями. А главное, говорит мужчина, нет косых взглядов на то, что ты не все можешь сделать. Если что-то не получается, подойдут и помогут без проблем. Именно коллектив «Колганата» стал основной причиной того, что мужчина трудится на производстве уже пять с половиной лет.
На карагандинском швейном предприятии «Колганат» сегодня трудятся около 50 человек. Больше половины (27 из них) – это люди с ограниченными возможностями. Те, кого не брали ни на какую работу.
«У нас много работников – инвалидов. Я хорошо влился в коллектив, меня все устраивает, я работаю с желанием. Здесь я многому научился, работаю на трех станках – железки вставляю, кнопки на одежду, пуговицы пришиваю», - рассказывает он.
При этом мужчина умеет и шить и, в случае необходимости, может помочь товарищам. Вообще предприятие работает по государственному заказу – шьет спецодежду для самых солидных промышленных предприятий региона и страны: ТОО «Maker», АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «ВОСТОКЦВЕТМЕТ», АО «ШалкияЦинк ЛТД», АО «Қазақстан темір жолы», ТОО «Богатырь Комир», ТОО «Экибастузская ГРЭС».
Также предприятие работает для малых производств, бывают небольшие заказы из разных городов и уголков Казахстана, например, для компаний из Кызылординской области. Не останавливали работу и во время пандемии коронавирусной инфекции. Заказов по профилю не было, поэтому производство перепрофилировали. Здесь стали шить необходимые в то время для защиты страны и населения медицинские маски, которые были в большом дефиците.
«Зарплата у нас минимальная – 60 тысяч тенге. Я получаю 63 тысячи. Это зарплата от предприятия. Плюс от государства я получаю пособие по инвалидности, у меня вторая группа, бессрочная», - продолжает рассказ Аймананбетов.
Главное в работе – качество. И здесь ни вопросов, ни нареканий у заказчиков не возникает. Команда все шьет качественно и в срок. Аймананбетов постоянно возвращается к разговору о коллективе? такую команду, утверждает он, еще надо поискать.
«Коллектив у нас очень хороший. Хоть начальство, хоть рабочий, мне нравится, что мы все равны. Никто не выделяется, типа я – начальник, ты – мастер. Мы все тесно работаем. Если мы что-то не успеваем, каждый друг другу помогает. Я много, где работал, но этот коллектив – лучший», - заверяет мужчина.
Хотя есть, признается Аймананбетов, и проблемы. В первую очередь, хотелось бы собственное здание. Здание необходимо, чтобы развернуть пошивочные цеха и открыть учебный центр. Но на все это нужны средства, а для этого нужно больше государственного заказа и помощи от государства.
Эту необходимость портной объясняет тем, что знает очень много людей с особыми потребностями, которые сидят в четыре стенах и очень хотели бы работать. А если у «Колганата» будет свой учебный центр и большое производство с большим количеством госзаказа, то можно было бы набирать людей, обучать их, сразу отправлять на практику и трудоустраивать. Для людей с инвалидностью – это очень важно.
«Сейчас приходит новенький, я всегда помогаю, обучаю, показываю все. Я самый старший, получается, и я всегда стараюсь всем помогать. Что умею – всему научу на станках. Знаете, каково инвалидам в четырех стенах сидеть? Это ужасно. Но я знаю многих инвалидов, общаюсь с ними, мы вместе проходим реабилитацию. Когда общаемся с ними, люди хотят работать. Просто не знают, где. Они вбили себе в голову, что их не берут на работу. А мы готовы дать работу, я сам готов их обучать, но нам нужен центр.
Сидим, с начальником разговариваем, был план – учебный центр открыть. До обеда – учишь, после обеда – практика. Удобно же. Но для этого необходимо свое здание. Мы бы рабочими местами обеспечили инвалидов. Учили бы и оставляли сразу работать», - говорит Аймананбетов.
Пока же предприятие от государства особо никакой помощи не получает. Работают даже на станках, некоторые из которых произведены еще во времена Советского союза. Хотя по возможности оборудование меняют. Сегодня в собственности ТОО «Колганат-Караганда» находится более 50 единиц швейного оборудования. Среди них редкие и дорогие экземпляры – шелкограф, пуговичные, петельные, закрепочные, шестиголовочные вышивальные машины. Но этого, отмечает мужчина, мало для всех работников предприятий и для выполнения всех заказов.
Говоря об успехах «Колганата», Айманабетов рассказывает, что осенью 2016 года предприятие было внесено в реестр организаций инвалидов на портале госзакупок. В 2021 году предприятие «Колганат-Караганда» стало победителем в областном конкурсе по социальной ответственности бизнеса «Парыз». В январе этого года было включено в реестр субъектов социального предпринимательства первой категории.
Менять место работы Аймананбетов не планирует. Да и незачем: условия хорошие, коллектив идеальный, рабочий день – в будние дни с 9 утра до пяти вечера. А все остальное время он посвящает своим внукам. Главное – ведь есть куда возвращаться, чем заняться, а значит, есть и желание жить.