Дебюрократизация: Казахстан нацелился на 100 тысяч высококлассных «айтишников»
Именно IT-индустрия становится для многих казахстанцев тем самым социальным лифтом
В рамках Национального проекта по цифровизации глава государства поставил задачу по подготовке не менее 100 тыс. высококлассных IT-специалистов к 2025 году. Осилит ли страна столь амбициозную задачу? Попробуем разобраться.
На сегодня специфика современной IT-индустрии в условиях развития новых технологий набирает быстрые темпы роста. Определяющей перспективой развития информатизации страны является разработка уникальных информационных продуктов и технологий с подготовленными IT-специалистами нового поколения.
Подготовка заявленных Президентом 100 тысяч «айтишников» предполагает создание определенной инфраструктуры и реализации ряда мер, а именно:
- открытие 20 современных школ программирования;
- выделение 20 тыс. ваучеров (грантов на обучение) IT-школам программирования;
- шефство профильных университетов над региональными университетами.
Отметим, что в 2021 году открыты 6 таких школ. В 2022 году планируется открытие еще 5 школ. Сами IT-школы открыты в регионах с 2021 года.
Так, в Алматы запустилась школа «HackerU», в Актау школа «Da Vinci School», в Уральске школа на базе IT-хаба, в Жезказгане – школа «Zhez-IT», а в Павлодаре на базе Торайгыров университета, спонсором которой выступила компания ERG и акимат Павлодарской области, а также компьютерная академия «Шаг».
Для государственной поддержки студентов и IT-школ, министерством разработан механизм выделения ваучеров (грантов) IT-школам на базе корпоративного фонда «Международный технопарк IT-стартапов «Astana Hub».
В качестве пилота в 2021 году было выдано 100 грантов 13-ти IT-школам, а в 2022 году планируется предоставить 2000-3000 грантов. Стоимость 1 ваучера составляет 600 тыс. тг. Министерством финансов РК предварительно в рабочем порядке одобрено финансирование для выделения грантов.
Вместе с тем, выдача 20 тыс. образовательных грантов до конца 2025 года позволит обучить соответствующее количество студентов, при этом у школ будут встречные обязательства, например, обучение за каждый грант еще двух студентов.
Реализация вышеуказанных мероприятий помимо выпускников вузов позволит увеличить количество квалифицированных IT-специалистов на 9000 к 2023 году (3000 ваучеров + обязательство IT-школ по подготовке +2 студентов к каждому полученному ваучеру), на 60000 к концу 2025 года (20000 ваучеров + обязательство IT-школ по подготовке +2 студентов к каждому полученному ваучеру).
В целом стоит отметить, что все эти условия положительно скажутся по динамике роста частных школ программирования в РК, в том числе открытию филиалов иностранных IT-школ. Данный механизм направлен на сотрудничество региональных ВУЗов с профильными вузами в целях качественной подготовки IT-специалистов и применение опыта профильных высших учебных заведений, а также повышения уровня региональных заведений. Учитывая опыт профильных университетов, данные меры позволят обучить профессорско-преподавательский состав, разработать совместно с командой профильных университетов актуальные программы обучения в региональных университетах, а также участие студентов из региональных университетов в программе академической мобильности.
Astana IT-University заключили меморандум с 3 региональными вузами: Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Государственный университет им. Шакарима, Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Есенова. Кроме того, для подготовки 100 тыс. высококлассных IT-специалистов министерством разработана Дорожная карта по подготовке квалифицированных IT-специалистов на 2021-2025 годы, где ТиПО обучат 17000 студентов, вузы – 40000 студентов, IT-школы – 40000 и IT-компании – 3000 студентов.
Блага цифровизации
Говоря о благах цифровизации прежде всего на ум приходит снижение «бумажной волокиты».
В настоящее время в обновленном реестре 692 государственных услуг, из них более 90% или 654 предоставляются в электронном формате, 95,8% предоставляется через Государственную корпорацию НАО «Государственная корпорация» «Правительство для граждан».
За 2021 год через портал «Egov» получено 52 млн услуг. За аналогичный период 2020 года оказано свыше 52 млн услуг. Данная тенденция объясняется действовавшими пандемийными ограничениями, вследствие чего многократно возросли электронные услуги. В 2021 году на портале зарегистрировано более 1,3 млн пользователей. Общее количество пользователей составляет 12,7 млн.
Под патронажем Госкорпорации функционирует 331 ЦОН. За 2021 год оказано более 17,5 млн услуг. За аналогичный период 2020 года более 16,3 млн госуслуг.
Специализированными ЦОНами оказано в 2021 году более 4 млн услуг, выдано водительских удостоверений более 1 млн, в том числе постановка и снятие транспортных средств – более 2,9 млн, выдано ГРНЗ более 20 тыс., на сумму более 5,8 млрд тг.
Мобильными ЦОНами для жителей, отдаленных сельских населенных пунктов за истекший год осуществлено более 7,2 тыс. выездов и принято более 34 тыс. заявлений.
В секторе «Connection Point» гражданами за 2021 год самостоятельно получено более 15 млн госуслуг.
В целях доступности и обеспечения равных возможностей при получении госуслуг лицами с ограниченными возможностями Госкорпорацией оказано более 38 тыс. услуг, количество выездов составило более 40 тыс. В 2021 году выдано 4,5 млн ЭЦП, из них более 529 тыс. на удостоверение личности и более 4 млн онлайн-подтверждений.
Уровень удовлетворенности качеством оказания госуслуг через Госкорпорацию в 2021 году составил 98,2%. В 2022 году проведено 1 заседание МВК, за прошедший 2021 год состоялось 8 МВК, на котором рассмотрено 36 услуг.
В результате совместных работ реализована возможность исключения истребования 34 справок, в том числе:
- 1) исключено из Реестра государственных услуг 15 справок;
- 2) в форму сведений переведено 19 видов справок.
Также министерством был сформирован пакет поправок в законы и кодексы в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инновации, развития цифровизации и информационной безопасности», на сегодняшний день проект Закона находится в Мажилисе Парламента РК.
В мобильном приложении mGov реализовано порядка 500 услуг и сервисов, с учетом услуг ГБД «Е-лицензирование» (в целях достижения показателя Национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций», 70 % государственных услуг доступных на смартфонах). Количество пользователей eGov mobile составляет 6 млн, в 2021 году оказано 19 млн услуг.
Для оптимизации доступа к услугам ведомством утвержден план по переводу социально значимых государственных услуг в информационную систему «egov mobile». В настоящее время в соответствии с данным планом министерством совместно с уполномоченными государственными органами проводится работа по дальнейшему развитию информационной системы «egov mobile», то есть добавления сервисов и оказания государственных услуг посредством средств мобильной связи. В рамках данной работы, на сегодняшний день в информационной системе «egov mobile», уже доступно 125 услуг и сервисов. На сегодняшний день, все услуги, запланированные в Плане реализованы в тестовой среде egov mobile.