$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.04.2022, 10:37
Общество

Грозит ли массовая безработица Казахстану?

Сколько рабочих мест нужно ежегодно создавать в стране, подсчитали в Минтруда

Грозит ли массовая безработица Казахстану?
Иллюстративное фото: b17.ru; kaztag.kz

В ближайшие годы на рынок труда Казахстана будет влиять ряд вызовов, среди которых возможная безработица, передает Azattyq Rýhy.

«Ежегодно на рынок труда прогнозируется выход более 350 тысяч молодых людей. Дети, родившиеся после 2000-х годов, сейчас достигают трудоспособного возраста», – сказала министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова на заседании Правительства РК.

По подсчетам экспертов, к 2030 году 74% рабочей силы в стране будут составлять миллениалы и представители поколения Z. В результате, с учетом трудоспособной молодежи, ежегодно в Казахстане должно создаваться около одного миллиона новых рабочих мест.

«Как известно, основным работодателем в последние годы выступает государство и квазигосударственный сектор», – отметила министр.

По ее словам, ускоренное распространение технологий и инноваций требует новых генераций трудовых ресурсов. Поэтому данные вызовы требуют, в первую очередь, модернизировать систему подготовки кадров, а ее основой должна стать Национальная система квалификации.

В этой связи, для оперативного и качественного решения поставленных задач и вовлечения госорганов, ведущих отраслевых предприятий, Национальной палаты предпринимателей, учебных заведений в процесс, Тамара Дуйсенова попросила одобрения на:

  • создание при Министерстве труда и социальной защиты населения РК Проектного офиса по мониторингу и методологической поддержке, который обеспечит единое методологическое сопровождение всего процесса разработки профстандартов;
  • формирование при государственных органах проектных отраслевых групп: это означает, что за каждым госорганом закрепляется ответственность за покрытие всех отраслевых профессий профстандартами, координация работы с ассоциациями и отраслевыми организациями образования;
  • создание банка профстандартов; в этих целях Минтруда приступит к созданию платформы, где будут собираться: все шаблоны международных стандартов, практика регионов, результаты внедрения Атласа новых профессий; это позволит сократить время на дальнейшую разработку и актуализацию профстандартов.

Кроме того, госорганам необходимо будет совместно с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» отработать механизм финансирования профстандартов, относящихся к нерегулируемым профессиям.

«Следующая ключевая задача – это разработка образовательных программ на основе профессиональных стандартов. Сейчас на уровне высшего и послевузовского образования разработаны и обновлены 250 образовательных программ. А в системе технического и профессионального образования – 276 образовательных программ. Для ускорения разработки образовательных программ и повышения мотивации организаций образования полагали бы возможным распределять государственный образовательный заказ организациям, обучающим по образовательным программам, актуализированным согласно профстандартам», – сообщила министр.

Озвучила она и третью задачу:

«Для того, чтобы задействовать все ресурсы для развития Национальной системы квалификаций нам необходимо законодательно закрепить порядок признания профессиональных квалификаций работников. Согласно концепции разработанного законопроекта, мы сфокусировались на решении следующих стержневых задачах. Признание неформального и информального образования. Предложены подходы признания не только квалификации, но и также одного из навыков в рамках этой квалификации. Важными новшествами проекта являются ваучерно-модульная система признания квалификаций безработных и система учета признания квалификаций работников при декларировании деятельности работодателя».

Для справки: Ваучерно-модульная система повышения квалификации - это форма повышения квалификации, предоставляющая работнику образования возможность выбора организации, содержания и сроков обучения, финансируемая на основе подушевого норматива, установленного государством и оформленного в виде именного документа (ваучера), обеспеченного определенной суммой денег.

Таким образом создаются условия для ускоренной адаптации граждан к изменяющимся условиям на рынке труда, подчеркнула Тамара Дуйсенова. Данное предложение разработано совместно с Министерством образования и науки РК в реализацию концепции «обучения в течение всей жизни», добавила она.

«Законопроектом предусмотрено также создание цифровой платформы по Национальной системе квалификации и единого методологического центра на базе Центра развития трудовых ресурсов Минтруда. Они должны стать единым методологическим центром и источником предоставления актуальной информации по Национальной системе квалификации», – сообщила министр.

Ранее первый вице-министр труда и социальной защиты населения РК Акмади Сарбасов рассказал о развитии Национальной системы квалификаций.

«На сегодняшний день рынок труда претерпевает изменения под влиянием глобальных трендов, таких как ускорение технологического прогресса, цифровизация экономики, соответственно эти тренды влияют на качество трудовых ресурсов. Международными экспертами ОЭСР отмечается низкая вовлеченность взрослого населения в Казахстане в непрерывное образование. Так, согласно данным ОЭСР, в 2018 году только 17% взрослого населения (16-65 лет) участвовало в неформальном обучении, при этом доля участия женщин выше, чем у мужчин (20% против 13,85%). Ранее знаний, полученных в рамках формального образования в вузах, хватало на 10 лет без повышения квалификации, сегодня актуальность навыков по многим специальностям сохраняется только в течение 2-х лет. Вместе с тем лишь 4-5% занятых в Казахстане ежегодно проходят профессиональное обучение или обучение на общеразвивающих курсах. Для решения этих вопросов нашим министерством проводится планомерная работа по развитию Национальной системы квалификаций», – рассказал вице-министр.

Он отметил, что Национальная система квалификаций дает одно из условий формирования системы подготовки кадров с учетом спроса работодателей.

«Система квалификации должна дать ответ на ряд важных вопросов: «Что должны знать и уметь современные специалисты? Чему и как их для этого учить? Как признавать и присваивать их квалификацию?». С учетом международного опыта проводится работа, утверждена Национальная система квалификации, которая содержит 8 уровней квалификации и определяет на каком уровне, какими общепрофессиональными компетенциями и уровнем образования должен обладать специалист», - отметил Акмади Сарбасов.

Новости партнеров