Гендерные квоты активно применяет «Nur Otan»
В партийных списках все больше женщин
Новые тенденции в процессе партийного строительства в Казахстане
В настоящее время в Парламенте рассматриваются законопроекты с новыми поправками в законы о выборах и политических партиях, которые предусматривают введение обязательной 30%-й квоты в партийных списках для женщин и представителей молодежи 20-28 лет, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Караван.
По мнению политолога Андрея Чеботарева, такая мера призвана увеличить гендерный баланс в казахстанской политике в пользу женщин. В представительных органах власти всех уровней в настоящее время насчитывается 773 представительницы прекрасной половины человечества, или 22,2% от общего числа депутатов. Причем наиболее всего они представлены в маслихатах районов – сразу 512 человек.
«Действующая с 2016 года Концепция семейной и гендерной политики Республики Казахстан до 2030 года предусматривает последовательное увеличение доли женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, причем на уровне принятия решений, от 22% в 2020 году до 30% к финальному сроку реализации этого документа. Хотя прошедшие в том же 2016 году досрочные парламентские и местные выборы фактически сразу обеспечили выполнение соответствующей задачи, говорить о качественной стороне решения этого вопроса преждевременно. Достаточно отметить, что среди 234 кандидатов в депутаты Мажилиса, представленных в списках шести партий, было всего лишь 45 женщин, или 19,3%. При этом большую их часть в количестве 29 человек обеспечила партия «Nur Otan». Тогда как, к примеру, партии «Ауыл» и «Бірлік» предпочли ограничиться по одной женщине в своих списках. А в состав депутатского корпуса нижней палаты Парламента были включены 27 женщин», – сказал Андрей Чеботарев.
Следует отметить, что гендерные квоты в партийных списках активно применяются в разных странах Западной Европы и Латинской Америки по инициативе самих партий с 70-80х гг. прошлого века. А в нынешнем столетии активизировался процесс законодательного закрепления такой практики. В этом плане, по мнению политолога, Казахстан опередил соседние Узбекистан и Кыргызстан, внедрив соответствующее положение о 30%-й квоте в свое избирательное законодательство еще в 2004 и 2007 гг. соответственно. В 2019 году гендерная квота на уровне 40% была официально введена в Украине. А в таких странах, как Бельгия и Франция, соотношение представителей двух полов среди кандидатов в парламентарии вообще составляет 50/50.
В то же время эксперт видит ряд проблемных вопросов касательно практической реализации обсуждаемого в Парламенте законопроекта.
«С учетом предложения распространить эту квоту в Казахстане не только на женщин, но и молодежь, возникают некоторые вопросы. В частности, по поводу того, насколько реально партии смогут обеспечить справедливое представительство в своих партийных списках женщин и молодых граждан мужского пола. Соответствующие законопроекты четко говорят только о 30%, тогда как их распределение между указанными категориями будущих кандидатов полностью будет зависеть от руководящих органов политических партий. Еще более важно, какое количество тех и других попадет в конечном итоге в состав мажилисменов», – считает Андрей Чеботарев.
Он напомнил, что первым вопрос о введении 30%-й квоты для женщин на ноябрьском совещании с представителями региональных филиалов руководимой им партии поднял Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев. Более того, он предложил отдельную квоту для представителей молодежи в пределах не менее 20%. Политолог считает, что, возможно, именно такой подход и следует рассмотреть парламентариям во избежание в будущем каких-либо неурядиц при формировании партиями своих избирательных списков.
Учитывая заметную в течение последних нескольких лет активность участия женщин в общественно-политической жизни Казахстана – от проведения маршей феминисток до акций протеста многодетных матерей, Андрей Чеботарев ожидает от действующих партий расширения работы с ними.
«То же самое касается и молодежи, которая также активно заявляет о себе в последнее время. Правда, пока только три партии имеют свои молодежные крылья – «Nur Otan», КНПК и ОСДП. Последняя также отмечает наличие у нее своего женского крыла. Но объективно пока только партия власти демонстрирует заметные результаты работы с этими социальными группами, учитывая большое количество женщин среди ее депутатов в обеих палатах Парламента и деятельность «Jas Otan»», – сказал политолог.
В преддверии предстоящих парламентских и местных выборов действующие партии, по мнению Андрея Чеботарева, могут увеличить присутствие женщин и представителей молодежи в своих руководящих органах в центре и регионах. Именно эти новобранцы и составят затем соответствующую часть партийных списков. Эксперт поясняет, что поскольку выборы на пропорциональной основе пройдут теперь и в маслихаты всех уровней, то возможности для увеличения женщин и молодых граждан коснутся не только состава кандидатов, но и будущего депутатского корпуса представительных органов.
Еще более важным для партий он видит не столько обеспечение соблюдения указанной 30%-й квоты, сколько использование потенциала своих соответствующих кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихатов для привлечения голосов со стороны женщин и молодежи. Правда, для этого им следует уже сейчас серьезно поработать с этими категориями населения.
«Проявить так или иначе себя в этом направлении позволяет текущая ситуация с противодействием коронавирусной инфекции COVID-19 и устранением ее последствий. Большое количество волонтеров, оказывающих различную помощь нуждающимся в ней людям, могут стать серьезным электоральным ресурсом для любой партии, которая проявит к ним должное внимание. Тот же «Jas Otan», чьи представители активно работают на этом направлении, может принести хорошие имиджевые дивиденды для своей партии.
Предстоящее введение 30%-й квоты для женщин и молодежи в партийных списках означает также сохранение в обозримом будущем именно пропорциональной избирательной системы. По крайней мере, проведение впервые в ее рамках выборов депутатов маслихаты покажет все сильные и слабые стороны этой системы, чтобы понять о необходимости и конкретных путях ее возможного улучшения», – заключил Андрей Чеботарев.