Спорт жаңалықтары Новости спорта, футбол, КПЛ

Бесплатная парковка, увеличение зарядных станций: владельцам электромобилей в Казахстане облегчат условия

Демеуова Алтын

В законопроект «По вопросам популяризации и развития инфраструктуры для электрических автомобилей» внесли дополнения

Бесплатная парковка, увеличение зарядных станций: владельцам электромобилей в Казахстане облегчат условия
Фото: пресс-служба Мажилиса РК

По всему миру наблюдается активный процесс внедрения электромобилей. Жители таких стран как Китай, Германия, Великобритания, Франция и США лидируют по количеству электрокаров на своих дорогах. Казахстан тоже идет в ногу со временем и здесь речь не просто о модной тенденции, а об экологическом и экономическом аспектах. Так, депутаты Мажилиса инициировали законопроект о популяризации электромобилей. В эту среду, 22 мая, законопроект будет рассмотрен во втором чтении на пленарном заседании Палаты. Что предлагается и как это изменит жизнь казахстанцев, корреспонденту Azattyq Rýhy рассказал депутат Мажилиса от фракции AMANAT, руководитель рабочей группы законопроекта Арман Калыков.

- Арман Кобыландынович, расскажите пожалуйста подробнее о концепции законопроекта. Рассчитываете ли вы, что после его принятия казахстанцы повально начнут пересаживаться на электрокары?

- Конечно, мы не можем кого-то заставить переходить на тот или иной вид транспорта. Мы можем только создавать условия, а человек сам уже определит, как ему лучше. И если сравнивать электромобиль и автомобиль с традиционным двигателем внутреннего сгорания, то мы должны смотреть с разных точек зрения и, в том числе, с экономической. 

Например, чтобы полностью зарядить электромобиль мощностью 100 киловатт, я не буду называть какой-то конкретный бренд, нам нужно порядка 2500-3000 тенге при учете, что цена начинается от 25 тенге за киловатт/час. Электромобиль после полного заряда может проехать заявленные 600 километров. 

Теперь, чтобы проехать 600 километров на традиционном автомобиле, нам надо минимум 10 литров бензина. Есть конечно малолитражные модели, их я в расчет не беру. Я беру среднестатистический автомобиль и расход 10 литров на 100 километров, то есть 60 литров бензина. Умножаем на стоимость одного литра и получаем более 12 тысяч тенге. Здесь преимущество в четыре раза. И это мы говорим только об экономии на бензине. 

Мы еще должны учитывать, что в электромобиле намного меньше трущихся и движущихся частей. То есть масло не надо заливать, менять фильтр, и другие, так называемые расходники, которые в течение эксплуатации, должны меняться. На этом же тоже идет экономия. То есть если человек осознанно идет на то, чтобы экономить при эксплуатации автомобиля он конечно же пересядет на электромобиль. 

Теперь, самая важная задача государства – создать нужную инфраструктуру, чтобы у владельцев электрокаров не болела голова где его заправить. Говоря об инфраструктуре, я имею ввиду, прежде всего, установку электрозарядных станций. Этим законопроектом мы даем возможности для развития инфраструктуры. Понятно, что это не будет государство делать. Это будет делать бизнес и именно для бизнеса мы создадим все условия. 

- Выиграет ли государство от того, что будет принят законопроект?

- С позиции государства я предлагаю посмотреть, прежде всего, на плюсы в экологическом плане. Если брать крупные мегаполисы Казахстана, то у них очень большая нагрузка идет на экологию от выхлопов от традиционных автомобилей. И выиграет не только государство, но и граждане. Вот я, например, вечером гуляю, вдоль столичных дорог, где невозможно находиться, потому что дым, и нам приходится уходить в сторону куда-то подальше, вглубь, от дорог. 

В Алматы ситуация еще хуже. Я где-то читал, что в город только ежедневно въезжают более 900 тысяч машин. Приведу простой пример, как очистился Алматы от выхлопов во время пандемии. Здесь в будущем будет такой же эффект от электромобиля, потому что это тот же автомобиль, но с нулевым выхлопом.

- На сегодня, сколько электромобилей зарегистрировано в Казахстане?

- Когда депутатами прошлого созыва началась работа над законопроектом в 2022 году было порядка 250-300 электромобилей. Сейчас официально зарегистрировано 9813 электромобилей. По неофициальной информации в два раза больше. За два года мы видим многократный рост. И задача государства – создать условия, чтобы у владельцев электрокаров не болела голова – где их зарядить. В законопроекте мы предусмотрели бесплатные места на всех коммунальных парковках. Это касается всех видов парковок – коммунальных парковок и парковок в местах общего пользования. Некоторые парковочные места будут оснащены электрозарядными станциями. Мы в законопроекте предусмотрели запрет для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания парковаться там. Мы в целом запретили всем транспортным средствам занимать место, оборудованное ЭЗС, если они не заряжаются, то есть условно даже электромобиль не имеет право ставить машину на парковке в ЭЗС если не использует ЭЗС. 

- А как это будет контролироваться?

- Это будет контролироваться самими хозяевами парковок и дорожной полицией. 

- То есть, если обычный автомобиль заедет на специальную парковку для электрокаров, его могут оштрафовать?

- Да, будет минимальный штраф 5 МРП. Это будет контролировать Министерство внутренних дел и департамент дорожной полиции.

- Не создаст ли выделение отдельных мест для электрокаров неудобства для других автовладельцев? Не будет ли нехватки парковочных мест?

- Стоянка на 100 паркомест, из которых предназначенных для электромобилей будет всего пять. В общем, 5% от всех паркомест. Здесь ни в коем случае не идет речь об ущемлении прав других автомобилистов.

Вопрос в том, как именно оснастить парковочное место для электрокаров – будет это дорожная разметка или специальная табличка, это все будет в ведении МИО, МВД и дорожной полиции. Понятно, если место будет оснащено электрозарядной станцией, то оно для электрокаров. 

- Как будет решаться вопрос о выделении мест для размещения парковок, зарядных станций для электрокаров?

- Мы отдаем этот вопрос для принятия решения акиматам. Они сами лучше знают, с какой пропускной способностью размещать места для электрозарядных станций и парковок. Это даст возможность бизнесу приходить к местным исполнительным органам со своими проектами по установке зарядных станций, защищать свои проекты и тем самым строить открытый диалог.

Хочу отметить, что выделение земель на существующих парковках для установки электрозарядных станций будет проводиться без аукциона, через механизм СПК. То есть, будет выдаваться временное разрешение на землепользование до пяти лет. 

- В каких местах у бизнеса будет возможность установить зарядные станции для электромобилей?

- Как решит сам бизнес. Можно поставить станции у придорожного кафе на трассе, у торговых павильонов в городе, у ТРЦ и в других местах. Можно установить на заправочной станции, чтобы у ее владельца был дополнительный заработок. На станциях с продажей бензина и газ реализуют, также можно и зарядные станции поставить. 

- Владельцев тех же заправок или ТРЦ будут как-то обязывать устанавливать на парковках электрозарядные станции или это будет по желанию?

- Такие моменты мы рассматривали, изучали законы разных стран. Например, в Германии, их обязали. То есть каждая бензозаправочная станция должна быть оборудована электрозарядной станцией. Мы от этого отошли. Если владельцы бизнеса захотят зарабатывать на зарядке электрокаров, то пожалуйста. Рынок сам будет регулировать спрос.

В целом, электрозарядные станции и в городе, и на трассе можно установить. Бизнес-сообщество заинтересовано в этом. Есть уже договоренности с «КазАвтоЖол», предприниматели ждут пока выйдет закон, чтобы начать работать. И получается, по нему и бизнес будет зарабатывать, и владельцы электрокаров будут иметь достаточно мест для подзарядки. Понятно, что электрозарядной станции нужно будет питаться от существующих электрических сетей. При наличии необходимых технических условий можно будет подключаться к ним.

- То есть не надо будет менять существующие электросети? 

- Можно, если мощностей не будет хватать. У нас большинство городов уже построены. Там существуют установленные трансформаторные подстанции на какие-то определенные мощности. Например, есть потребность установить 15 или 20 зарядных станций, бизнес может прийти к акиму и сказать, что мы хотим установить станции, но мы знаем, что не хватает мощностей. После чего они могут предложить поменять трансформатор за свой счет, чтобы покрыть потребности зарядных станций.

- Какие виды зарядных станций вообще существуют и какие вероятнее установят в нашей стране?

- Есть две категории: быстрые зарядные станции и медленные. Медленные – это традиционные, они идут в комплекте с электромобилями. Они заряжают не менее восьми часов. Этого хватает человеку, если он живет в частном доме. Приехал, поставил на ночь, утром машина заряжена. Мы должны говорить о создании сети быстрых зарядных станций, которые заряжают до получаса. Это все зависит от существующих мощностей. Быстрые зарядные станции потребляют очень много от 40 до 50 киловатт. В этом плане надо подходить взвешенно. 

- Если говорить о необходимости заряжать электрокар дома, то ранее был запрет установки зарядных станций в паркингах жилых домов.

-Депутаты этот вопрос поднимали. В правилах МЧС был введен запрет. У нас такой статистки, как у других стран, по авариям или возгораниям электрокаров нет. У нас за все время было два случая, когда загорались электромобили. Один случай в Алматы, другой в Астане. И то в Алматы было по причине неисправности самого электрокара, а не по причине зарядки. Хочу подметить, что по степени опасности автомобиль с ДВС гораздо опаснее. 

Что касается установки зарядных станций в паркингах, то на 1200 кв.м должно быть не более 10 паркомест, оснащенных электрозарядными станциями. Если будет необходимость, при обращении от населения, мы готовы пересмотреть эту норму в сторону увеличения. При строительстве новых ЖК, мы закладываем норму чтобы в паркингах были заложены места для электрозарядных станций. А в уже существующих ЖК мы можем модернизовать паркинги под электрокары.

-Ранее вы говорили, что электромобили нужно освободить от оплаты на общественных парковках. С чем было связано такое предложение?

- Правильный вопрос вы задали. Почему мы хотим их освободить? Мы должны популяризировать этот вид транспорта для улучшения экологии в наших городах. а каким образом мы можем популяризировать. Во-первых, бесплатные парковки. Во-вторых, при ввозе в страну - нулевая растаможка. Потому что двигателя нет, то есть беспошлинный завоз. Но я не думаю, что будет залповый интерес. Потому что электромобили недешевые, но есть тенденция, что цена на них падает. 

- Как вы считаете, после принятия закона, увеличится ли количество электрокаров в стране?

- Все не пересядут. У нас большой сдерживающий фактор – это климат, но это касается северных регионов. Покупка электрокаров на юге более логична. В Алматы сейчас наибольшее их количество. Люди сами будут определять. Мы лишь создаем условия для развития инфраструктуры электромобилей в Казахстане. Если будет развита инфраструктура, то граждане задумаются перейти на электрокары. У них не будет болеть голова где их подзарядить. Я считаю, что нужный закон, владельцы электромобилей ждут его.

- А что будет с отработанными батареями? Закон как-то предусматривает их утилизацию?

В законопроекте данная норма не предусмотрена. Для нас это новая тенденция, нам нужно сейчас опробовать на практике ее. Посмотрим, как будет работать закон. Вопрос утилизации депутатами поднимался и не раз. 

На сегодняшний день в Казахстане отсутствует переработка отработанных батарей, однако через механизм льготного кредитования есть возможность осуществить проекты по утилизации. Кроме того, Министерство экологии и природных ресурсов активно разрабатывает механизмы привлечения инвесторов для развития этой отрасли.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.