Токаев ведет объективную политику по превращению Казахстана в мировую державу – эксперт
Таир Джафарли поделился мнением об обновлении избирательной системы Казахстана
Проведение внеочередных выборов в Мажилис и маслихаты продиктовано логикой конституционной реформы, поддержанной гражданами на общенациональном референдуме. По ее итогам наша страна перешла на новые, более справедливые и конкурентные правила формирования представительной ветви власти, отметил Президент, объявляя о проведении голосования.
Состоялись выборы в марте прошлого года. Подробнее об обновлении избирательной системы Казахстана побеседовали с руководителем Азербайджанского Центра геополитических исследований Таиром Джафарли, передает Azattyq Rýhy.
—Таир Ашраф оглы, хочется узнать Ваше мнение о внеочередных выборах в нашей стране. Напомню, депутатов в Парламент и маслихаты казахстанцы избирали в марте прошлого года.
— Внеочередные выборы всегда связаны со значимыми событиями, происходящими в стране. Таким событием стал последний референдум, предложенный Президентом Казахстана К. Токаевым. Внеочередные выборы – это первый шаг по исполнению обязательств, исходящих из результатов референдума. Изучив его материалы, убеждаешься в том, что Лидер Казахстана выбрал политический курс полной демократизации страны. Выборы в РК – показатель выполнения политических изменений в управленческой системе, принятых референдумом и связанных в первую очередь с конституционными реформами. Они всегда направлены на обновление состава законодательного органа страны. Новый состав депутатов на основе результатов Общенационального референдума должен создать правовые базы для реформирования экономики государства, а также четко определить основной политический курс по укреплению суверенитета и повышению жизненного уровня населения. Главным событием в этом отношении можно считать широкомасштабные экономические реформы, происходящие в Казахстане.
— С чем, на Ваш взгляд, был связан роспуск прежнего состава Мажилиса?
— Роспуск старого Мажилиса Парламента и объявление внеочередных выборов означали, что страна нуждается в новой законодательной системе, отвечающей требованиям времени. После референдума реформы в избирательной системе осуществились на основе дополнений в Конституцию РК. Референдум позволил гражданам Казахстана активно включиться в политическую жизнь страны и осознать необходимость принятия новых статей в Основном законе республики, тем самым, поддержать политический курс Президента Касым-Жомарта Токаева. Назначение внеочередных выборов в Мажилис, прежде всего, можно объяснить только этим. Обновление избирательной системы новыми демократическими принципами и новыми правилами создало все предпосылки для активного участия в избирательном процессе и выдвижения достойных граждан Казахстана в депутаты. Внеочередные выборы в марте прошлого года – результат конституционной реформы по формированию эффективной представительной ветви власти, в которой представлены все слои населения.
— Анонсируя предстоящие выборы, глава государства отметил, что за годы Независимости у кандидатов и политических партий никогда не было столько времени на подготовку к избирательной кампании. О чем, по Вашему мнению, свидетельствует это заявление Касым-Жомарта Токаева? И как созданные условия сказались на проведении и результатах выборов?
— За словами главы государства кроется конкретный факт, что политические партии и кандидаты в прошлых выборах не стремились ознакомить своих избирателей с планами действия в Мажилисе Парламента. Часто народ выбирал кандидатов, которые не имели никакого отношения к тому или иному региону. И это стало причиной многих бед Казахстана. В Мажилисе должны быть представители народа со всех регионов. Заявление Касым-Жомарта Токаева свидетельствует о том, что созданы все условия для недопущения ошибок, связанных с предшествующими выборами. Ведь последний референдум, проведенный Касым-Жомартом Токаевым, поддержали все граждане Казахстана, что исключает такие негативные явления в избирательном процессе. Думается, что Президент Казахстана достиг положительных результатов по демократизации страны, используя в законодательстве представительский принцип демократии, то есть, в новом Мажилисе представлены депутаты всех регионов и партий. В этом логика действий вашего главы государства.
— В Казахстане значительно упростили процедуру регистрации политических партий. Насколько благоприятно это повлияло на избирательную систему?
—Упрощение процедуры регистрации политических партий, прежде всего, результат применения основных принципов Общенационального референдума по реформированию избирательной системы. И в то же время по привлечению в управленческий и законодательный процесс больше граждан. Упрощение процедуры регистрации политических партий увеличивает их количество. Появление новых партий в Казахстане – это возможность для народа в выборе той или иной политической идеи, и в то же время участие членов новой партий в политической жизни страны, ведь появление новой партии показывает, насколько демократична политическая жизнь Казахстана.
— В Казахстане появилась новая модель формирования Мажилиса и маслихатов. Как Вы считаете, каким образом она отразилась на ситуации в республике?
—К данному вопросу следует подходить с позиции демократического принципа представительности. Независимо от того, какое количество кандидатов от той или иной партии, либо от конкретного одномандатного округа, Мажилис должен представлять все округи и регионы Казахстана. Нам кажется, что последние выборы смогли осуществить данный принцип. И здесь следует отметить особую роль Касым-Жомарта Токаева в формировании такой структуры Парламента.
— Насколько открыто и прозрачно, на Ваш взгляд, был организован выборный процесс в РК в марте прошлого года?
Надо особо отметить, что выборы 2023 года отличались от предшествующих тем, что проводились после реформирования избирательной системы, на основе результатов референдума. Новые правила избирательной системы Казахстана отличаются от многих постсоветских республик тем, что она обеспечивает открытость и прозрачность избирательного процесса. Анализ иностранных СМИ свидетельствует, что выборы в РК были организованы на высоком уровне.
—А что Вы думаете насчет результатов выборов?
Результаты выборов в Казахстане определяют, насколько Президент сумел решить поставленные перед ним задачи по демократизации страны. Ведь в них отразились основные цели референдума, предложенного Касым-Жомартом Токаевым, по полноправному участию широких слоев населения. Новый Мажилис Парламента должен стать органом, создающим законы для модернизации и ускоренного развития РК, самое главное участие народа в этом процессе.
— Как Вы оцениваете политический курс Касым-Жомарта Токаева?
—Когда мы затрагиваем политический курс того или иного Президента, прежде всего, возникает вопрос, а какие достижения данного лидера стали началом экономического и политического развития страны. Именно с этой позиции следует подойти и к политической деятельности главы вашего государства. Откровенно говоря, для нас азербайджанцев, он политик-прагматик, учитывающий все нюансы геополитической ситуации, сложившейся вокруг Казахстана. Он сумел умело выйти из кризиса 2022 года, организованного противниками его экономического и политического курса по реформированию экономической системы республики.
Приведем такой пример: война в Украине изменила логистику многих товаров и грузов Казахстана. Фактически закрылись пути РК в Европу, что было чревато для экономики страны. Как лидер Касым-Жомарт Токаев не растерялся и предложил другие маршруты для транспортировки товаров и грузов не только Казахстана, но и Китая и других государств. Надо особо отметить, что он сумел превратить Казахстан в транзитную страну, через которую пройдут грузы Востока и Запада. Самое главное, он привлек в этот транзит Среднеазиатские республики, Россию, Китай, Иран, Турцию и Азербайджан. Для нас, азербайджанцев, логистика, предложенная Казахстаном, превращает Азербайджан в транзитную страну, транспортирующую нефть-газ РК в Европу, в тоже время различные товары и грузы Китая, Пакистана, Среднеазиатских республик и прочих государств. Поддержка Касым-Жомарта Токаева в решении проблем, связанных с Зангезурским коридором Азербайджана, показывает, что он политик многогранный, и он ведет объективную политику по превращению Казахстана в мировую державу. Он опытный политик, который прекрасно знает расстановку сил в мире, умело сохраняет баланс сил в регионе, диктует свои условия политического поведения своим союзникам и противникам, пользуется передовым опытом быстро развивающихся стран в реформировании экономики Казахстана. Считаю, что Касым-Жомарт Токаев войдет в историю РК, как реформатор экономики республики, превративший её в супердержаву.