Новые правила подачи онлайн-петиций разработали в Казахстане
Казахстанцы в скором будущем смогут подавать петиции в госорганы
Депутаты Мажилиса рассмотрели и приняли в первом чтении проект Закона РК «Об общественном контроле», передает Azattyq Rýhy.
«Законопроектом определяется понятие «общественный контроль». Объектом общественного контроля являются местные, государственные, центральные госорганы, субъекты квазигоссектора, исполнители функций центральных или местных исполнительных органов, субъектами общетвенного контроля являются граждане, некоммерческие организации, зарегистрированные в Казахстане. Целью общественного контроля является обеспечение участия граждан в управлении делами государства. Главный принцип общественного контроля – законность, гласность, открытость и прозрачность, добровольное участие и независимость субъектов общественного контроля», – сказал министр информации и общественного развития РК Дархан Кыдырали на пленарном заседании Мажилиса, представляя проект документа.
По его словам, законопроектом уточняются права и обязанности субъектов и объектов общественного контроля. Например, субъект общественного контроля имеет право создавать группы общественного контроля, привлекать экспертов, а также запрашивать информацию, обжаловать действия или бездействие объектов общественного контроля и так далее. Субъекты будут обязаны рассматривать рекомендации объектов общественного контроля и размещать их на интернет-ресурсах, предотвращать конфликт интересов, соблюдать меры безопасности, обеспечивать доступ к субъектам и так далее.
«В качестве основных форм общественного контроля предлагаются общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественные слушания. Также могут осуществляться другие формы, определенные законодательством РК», – отметил министр.
При этом к реализации общественного контроля не допускаются лица, не достигшие 18 лет, имеющие непогашенную судимость, состоящие на наркологическом и психологическом учете. Кроме того, будет ограничено участие некоммерческих организаций, деятельность которых связана с иностранным участием, прекращена или запрещена в соответствии с действующим законодательством.
«Утверждены нормы рассмотрения результатов общественного контроля. Таким образом, объекты общественного контроля должны рассмотреть итоговый документ по результатам общественного контроля в 10-дневный срок и направить мотивированный ответ. При этом объекты общественного контроля обязаны принимать меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств», – добавил он.
Проектом документа также регламентируется институт петиций, а также совершенствуется законодательство в области доступа к информации.
«В законодательство дается понятие петиции. Петиция – коллективное уведомление, отклик или предложение, направленное в госорган, местный представительный, исполнительный орган в электронном формате и рассматриваемое в порядке, установленным главой 12 примечанием 1 Административного процедурно-процессуального кодекса РК. Административным процедурно-процессуальным кодексом утвержден порядок подачи и рассмотрения петиции. Петиция может быть подана гражданами РК через специальный интернет-портал. Уполномоченный орган определяет соответствие петиции условиям, установленным законом, пока она не станет публичной. Кроме того, в течение 20 рабочих дней со дня подачи петиции к ней должны присоединиться не менее 150 граждан страны. Такая практика применяется в ряде стран, где создан институт петиции – США, Узбекистан и другие», – сообщил Дархан Кыдырали.
Для обязательного рассмотрения петиции существует пороговое значение голосов, которые ее поддерживают:
- районный уровень, акиматы – 2,5 тыс. голосов при населении свыше 50 тыс., для остальных – не менее 5% от численности населения;
- районный уровень, маслихат – 5 тыс. голосов при населении свыше 50 тыс., для остальных – не менее 10% от численности населения;
- областной уровень, акиматы – 1% голосов от населения соответствующей административной территориальной единицы;
- областной уровень, маслихаты – не менее 2% от населения соответствующей административной территориальной единицы;
- республиканский уровень, Правительство – не менее 50 тыс. голосов.
«В ходе рассмотрения петиции госорган с приглашением уведомлением автора петиции организует публичное обсуждение проекта решения госоргана и создает отдельную комиссию и рабочую группу. Такие меры позволят повысить общественный статус и значимость петиций. Решение по петициям принимает только первый руководитель госоргана. Депутатам маслихата в период продвижения петиций предлагается внести изменения в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении» для участия в сборе подписей, проведения мониторинга рассмотрения петиций госорганами, информирование избирателей своего округа по рассмотрению петиций и другие», – заключил глава МИОР.
По словам Дархана Кыдырали, в населенных пунктах, где отсутствуют интернет, местные акиматы, ЦОНы, «возможно будет предоставлять петиции через «Казпочту»:
«Мы будем использовать их специальные платформы. Все они будут храниться на государственных серверах, и потому права граждан будут реализовываться».
Напомним, летом 2021 года в публичном доступе появился законопроект по вопросам общественного контроля, вводящий определение онлайн-петиций и описывающий их основной инструментарий.
22 ноября 2021 года результаты своего анализа представили Центр исследования правовой политики и Экспертная группа по цифровым правам и свободам. Данила Бектурганов, руководитель общественного фонда «Гражданская экспертиза» и автор заключения, озвучил комментарии к законопроекту. В свою очередь Бекзат Рахимов, директор департамента развития коммуникаций государства и общества Министерства информации и общественного развития, представил аргументы разработчиков проекта закона о петициях.
С точки зрения форматов онлайн-петиция, по задумке разработчиков законопроекта, должна включать в себя только сообщение, отклик или предложение. Бектурганов тогда подчеркнул, что авторы фактически исключили возможность подачи жалоб, заявлений и запросов посредством электронных петиций. При этом он напомнил об американском билле о правах (первые десять поправок к Конституции США), в котором особо подчеркивается право народа обращаться к правительству именно с «петициями об удовлетворении жалоб». Кроме этого, эксперт выразил опасение, что «формальное несоответствие текста электронной петиции виду обращения при премодерации может послужить причиной отказа в размещении электронной петиции».