Выборы депутатов маслихатов и регистрация партий: о нововведениях рассказали в Минюсте
В Казахстане предлагают ввести должность председателя маслихата
Депутаты Мажилиса взяли в работу проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года». Проект документа в нижней палате Парламента представила вице-министр юстиции РК Алма Муканова, передает Azattyq Rýhy.
По словам вице-министра, законопроектом предусматривается внесение поправок в 44 законодательных акта, в том числе в 15 кодексов, по семи направлениям.
Первое: упразднение отдельных полномочий Президента в отношении местных исполнительных органов.
«В частности, согласно внесенным поправкам в Конституцию, исключены полномочия Президента по отмене или приостановлению актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы, а также по снятию с должности акима района, города областного значения, района в городе, города районного значения, села, поселка, сельского округа. В этой связи проектом закона предлагается Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении» привести в соответствие с Конституцией», – сказала она в Мажилисе.
Второе: переформатирование представительной ветви власти.
«Первое: в целях укрепления субъектности и самостоятельности маслихатов предлагается ввести должность председателя маслихата. Второе: совершенствование избирательной системы местных представительных органов: половина депутатов маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы будут избираться по одномандатным территориальным избирательным округам, а другая половина – по партийным спискам; депутаты маслихатов районов и городов будут избираться по одномандатным территориальным избирательным округам», – сообщила Алма Муканова.
Эти вопросы и механизмы избрания депутатов маслихатов, по ее словам, будут регламентированы в Конституционном законе «О выборах».
Третье: изменение порядка назначения и избрания акимов.
«Назначение акимов областей, городов республиканского значения, столицы будет осуществляться путем представления главой государства на альтернативной основе не менее двух кандидатур для рассмотрения маслихатов. Вместе с тем, в соответствии с Концепцией развития местного самоуправления до 2025 года в 2021 году на местном уровне поэтапно вводится институт выборности акимов. Так, в прошлом году проведены выборы акимов сел и поселков, с 2023 года в пилотном режиме будут проводиться выборы акимов районов и городов областного значения. В этой связи предлагается ввести нормы, связанные с выборами акимов районов (городов областного значения). Механизмы проведения выборов предлагается предусмотреть в рамках проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года». Таким образом, акимы районов (городов областного значения) будут избираться либо назначаться», – отметила вице-министр юстиции.
Четвертое: упрощение процедур регистрации политических партий.
Одной из главных реформ, озвученных главой государства 16 марта 2022 года, является придание нового импульса развитию политического ландшафта в стране, напомнила Алма Муканова. Согласно Закону «О политических партиях», для регистрации партий установлены соответствующие требования, при этом в этот документ предлагается внести следующие поправки:
- снизить количественный порог для регистрации политических партий с 20 тысяч до 5 тысяч членов;
- снизить требования о минимальной численности региональных представительств политических партий с 600 до 200 человек;
- сократить требования по минимальной численности инициативной группы граждан для создания политической партии с 1 тысячи до 700 человек;
- увеличить сроки проведения учредительного съезда по созданию политической партии, формирования филиалов вновь создаваемых политических партий с 2 до 3 месяцев.
«Вышеуказанные изменения откроют возможность для создания новых партий, и, соответственно, активизируется процесс политической конкуренции в стране», – заявила вице-министр.
Пятое: изменение законотворческой процедуры.
Согласно принятым поправкам в Конституцию, в случае внесения в Парламент законопроектов, Правительство республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, разработанные в целях оперативного реагирования на кризисные ситуации, которые действуют до вступления в силу принятых Парламентом законов или до непринятия Парламентом законов. В этой связи в Законе «О правовых актах» предлагается предусмотреть механизмы, а также ограничения, связанные с временными актами Правительства, пояснила Алма Муканова.
С целью реализации Указа Президента «О мерах по дебюрократизации деятельности госаппарата» предлагается исключить этап законотворческого процесса – разработку проекта концепции законопроекта, и, соответственно, всех этапов, связанных с концепцией законопроекта, добавила она.
Шестое: усиление правозащитных институтов.
Седьмое: установление народной собственности в отношении земли, ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов.
«В рамках законопроекта в законодательные акты предлагается внести точечные поправки, аналогичные принятым поправкам в статью 6 Конституции. В частности, предлагается внести изменения в Гражданский, Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс «О недрах и недропользовании», а также в законы «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», – заключила вице-министр юстиции.