Предвыборная кампания породит новых политиков. Кто займет Парламент?
От инстаграмщиков с 3 млн подписчиков до новых героев дня
Благодаря предстоящим выборам в Мажилис родится новый политический язык. Абсолютно не важно при этом, будут ли они досрочными или пройдут в срок (22 марта 2021 года).
Казахстанцу, познакомившемуся с критическим мышлением, отныне недостаточно лозунговых программ. Мало призывов к патриотизму и подарков в виде продуктовых наборов. Всем сердцем он жаждет уверовать в то, что в стране поселились справедливость и равенство. Причем эти тезисы он хочет услышать из уст «обычного» человека – героя нового дня, говорящего с ним на одном языке. Так считает политолог Айдос Сарым, указывая на то, что на предстоящих выборах ожидается реальная схватка между политическими силами.
А шанс на появление на политической арене новых людей, на формирование эффективной и настоящей парламентской оппозиции страна получила благодаря непоколебимой позиции Президента. Если коротко, то глава государства уверен, что принцип политического плюрализма не просто веление времени, а реальный двигатель прогресса. Отсюда принятие законов «О политических партиях» и «О мирных собраниях», сопровождавшееся беспрецедентным общественным обсуждением, многочисленными дискуссиями, инициативами и поправками.
«Я назову две цифры: больше 4,4 млн человек получили соцвыплату 42500 – это почти половина взрослого населения Казахстана, работающего, 6 млрд тенге выделено на борьбу с последствиями коронавируса. Эти две цифры обозначают, что спокойствие носит внешний характер. Есть глубинные причины для социальных конфликтов. Но очень важно, что центральная власть, несмотря на такие крайне негативные моменты, тем не менее держит слово, идет на либерализацию законодательства, это дорогого стоит», – сказал государственный деятель Ермухамет Ертысбаев в эфире «Хабар 24» в рамках программы «Круглый стол» с Рахимом Ошакбаевым.
Так вот, новые законы относительно политических партий дают возможность развернуть реальную конкуренцию, уверен, в свою очередь, политолог Айдос Сарым. По его мнению, снижение порога для регистрации с 40 тысяч до 20 тысяч членов позволяет создать к предстоящим выборам по меньшей мере две-три новых партии в стране, доведя, таким образом, их количество до десяти.
«В стране 3 335 депутатов маслихатов. Если у нас сейчас есть семь партий, к ним прибавятся, допустим, еще две-три – итого 10 партий. Им надо сейчас думать о том, чтобы выводить на политическую авансцену как минимум 30 тысяч человек по стране, которые будут разбираться в том, как писать законы, как смотреть бюджет, как контролировать бюджет, как готовить альтернативные бюджеты и программы. Тогда мы будем иметь совершенно другое качество общества. Не побоюсь этого слова, но это активный политический класс, качественно более сильный, чем сегодня, это и есть то глубинное государство», – считает Айдос Сарым, обозначивший свою точку зрения в разговоре с Ошакбаевым.
Еще есть обязательная 30%-ная квота для женщин и молодежи в избирательных списках. Все это вкупе выступит фундаментом для взращивания новых политических героев. Тех самых, чьи слова и действия будут понятны обывателю.
«Сейчас любая партия, которая сможет вытащить максимальное количество героев карантина – учителей, врачей, других социально активных граждан, с одной стороны, с другой – идти по принципу «человек – аудитория» – такой микс позволит одержать победу на выборах. О ком бы речь ни шла…. Задача нынешнего Парламента, скорее всего, будет состоять не в том, чтобы в нем сидело абсолютно 100% профессионалов. Нам не нужен профессиональный Парламент, нам нужно представительство, которое мы подразумеваем словами: популярность, авторитет среди общества. Возможно, в одних случаях это будут люди, у которых, условно, в Instagram три миллиона подписчиков, в других – это будут новые герои дня», – добавил политолог.
После девальвации, Арыси и пандемии предстоящие выборы станут еще одним народным тестом на доверие. Конкурентные и легитимные, они явят казахстанцам первые результаты упомянутых выше законодательных реформ. Хотя само рождение подобных законов уже можно назвать прогрессом в политическом процессе.