В отношении 11 аэропортов Казахстана начато расследование - АЗРК
Стоимость авиатоплива в казахстанских аэропортах превышает цены в регионе на 5–30% и увеличивает расходы авиакомпаний до 60%

Анализ рынка авиатоплива в Казахстане показал: иностранные авиакомпании переплачивают из-за монопольных схем и ограниченного доступа к инфраструктуре аэропортов. В результате за последние пять лет грузовые авиаперевозки сократились на 36%, а международные сообщения — на 58%, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на АЗРК
Рынок авиатоплива в Казахстане столкнулся с системными проблемами ценообразования. Согласно данным антимонопольного органа, стоимость авиационного керосина для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков в аэропортах страны завышена на 5–30% по сравнению с соседними государствами.
Причина — непрозрачная система реализации топлива. Казахстанские авиакомпании получают авиатопливо напрямую от недропользователей по государственным графикам поставок. Однако зарубежные перевозчики вынуждены покупать топливо через цепочку оптовых и розничных поставщиков. Более того, доступ независимых операторов к инфраструктуре аэропортов ограничен, что создаёт искусственные барьеры и повышает цену на топливо до 60%.
Ситуация осложняется тем, что доходы от продажи авиатоплива в ряде аэропортов обеспечивают до 80% их бюджета, при этом государство не контролирует использование этих средств. В результате Казахстан потерял значительную часть международных перевозок: грузовые рейсы снизились на 36%, пассажирские — на 58% за последние пять лет.
Антимонопольный орган уже инициировал проверки и расследования в отношении 11 крупнейших аэропортов страны — от Астаны и Алматы до Шымкента и Туркестана. Кроме того, завершено расследование в отношении ТОО «АНПЗ» по фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке переработки нефти.
Для исправления ситуации разработаны Правила ключевой мощности, которые обеспечат доступ всех поставщиков к услугам хранения авиатоплива в аэропортах. Также планируется дерегулирование отдельных услуг, развитие инфраструктуры и снятие ограничений на импорт топлива.
Эти меры должны снизить монопольное давление, сделать рынок более прозрачным и вернуть конкурентоспособность казахстанской авиаотрасли на международной арене.