Развитие ИИ в Казахстане: Екатерина Смышляева потребовала усилить правовое регулирование
Депутат озвучила правовые риски при внедрении ИИ

Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Екатерина Смышляева направила запрос премьер-министру РК Олжасу Бектенову с призывом к пересмотру подходов к правовому регулированию искусственного интеллекта (ИИ) в Казахстане, передает Azattyq Ryhy.
По ее словам, несмотря на заявления о приоритетности развития ИИ, в Казахстане отсутствует системный и сбалансированный подход к его внедрению.
Екатерина Смышляева отметила, что искусственный интеллект – это не просто технология. Его развитие требует комплексной готовности общества. Международные рейтинги оценивают такую готовность по ключевым компонентам: уровень цифровой трансформации, наличие инфраструктуры и зрелость нормативной правовой базы.
«По первым двум направлениям правительством уже реализуются меры – развивается инфраструктура, готовятся кадры, расширяются технопарки. При этом третьему компоненту – нормативно-правовой базе – пока уделяется недостаточно внимания. Мажилис сделал первый шаг – в текущей сессии принят в первом чтении законопроект об ИИ, а осенью мы завершим работу над ним. Однако базовый закон – это только начало масштабной комплексной работы, учитывающей специфику каждой отрасли при внедрении ИИ. В прошлом году была принята концепция развития ИИ, но её статус пока не обеспечивает реального влияния на государственное планирование», – зачитала депутат запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
Кроме того, она добавила, что не разработан системный подход к изменениям в уголовном, административном и процессуальном законодательстве – отсутствуют механизмы цифровых доказательств и цифровой криминалистики для расследований нарушений с использованием ИИ.
Вместе с тем, уже сегодня такие отрасли, как например образование или здравоохранение нуждаются в специальных этических стандартах применения ИИ.
«Однако специалистов с компетенциями по их разработке явно не хватает и место локальных экспертов занимают консультанты международных корпораций. Налицо конфликт интересов – «пчёлы против мёда». Также существует риск гиперрегулирования ИИ. При этом потенциал экспериментальных правовых режимов пока практически не используется.
Все правила игры, которые создаются сегодня, – это правила для местных компаний. Бьём своих, чтобы другие боялись. А транснациональные игроки не боятся. Они просто обходят локальные требования. Это создаёт угрозы безопасности, усиливает зависимость от зарубежных решений и подрывает конкурентоспособность отечественного сектора», – дополнила Екатерина Смышляева.
Она уверяет, что сохраняются высокие риски в правоприменении – не хватает кадров, в том числе юридических, с цифровыми компетенциями для надлежащей реализации новых норм.
В связи с этим депутаты предложили внедрить обязательную оценку цифровой зрелости секторов экономики или национальный индекс готовности перед широкомасштабным использованием ИИ с обязательным регуляторным аудитом, а также повысить статус Концепции развития ИИ в системе государственного планирования для обязательного учёта её положений при подготовке стратегий и программ.
«Разработать на основании международных стандартов безопасности типовые регламенты применения ИИ в разных отраслях, обеспечить их экспертизу профильным комитетом по ИИ. Актуализировать подходы к цифровой криминалистике, в том числе в части нарушений, связанных с использованием ИИ и расширить практику применения регуляторных «песочниц» для тестирования ИИ-технологий при надлежащей юридической защите пилотных проектов», – озвучила предложения Екатерина Смышляева.
Она заявила, что фракция партии «AMANAT» совместно с правительством готова продолжить работать над правовым регулированием искусственного интеллекта в формате «живого закона» с обратной связью от бизнеса и экспертов.