Почему «взрываются» бетонные дороги в Казахстане? Объяснение «КазАвтоЖола»
Подобные явления зачастую вызывают обеспокоенность у автомобилистов и граждан

В Павлодарской и Туркестанской областях на днях зафиксированы случаи деформации цементобетонных дорог. Водителей это настораживает: асфальт поднимается, появляются трещины, движение затрудняется. Однако специалисты подчеркивают: это не халатность подрядчиков, а естественная реакция материала на экстремальную жару. И с таким сталкиваются даже в США, Германии и Польше, передает Azattyq Rýhy.
Почему бетон «стреляет»?
Такое явление называется «короблением» или «выстрелом» бетона.
«Цементобетонные покрытия особенно чувствительны к резким перепадам температур. В жаркую погоду плиты сильно нагреваются, расширяются, и если не хватает зазоров или ослаблены швы, возникает внутреннее напряжение. Это может привести к резкому поднятию плиты или так называемому «выстрелу». Такой эффект особенно часто проявляется в тех регионах, где дневная температура превышает +35C и выше, что характерно и для южных и центральных областей Казахстана», – пояснили в пресс-службе АО «Национальная компания «КазАвтоЖол».
Это физический процесс, а не дефект. Бетон – прочный, но жёсткий материал. И именно поэтому его поведение в жару требует особого подхода.
Это не только казахстанская проблема
Подобные случаи фиксируются и за рубежом.
США: в штатах Миннесота, Висконсин, Иллинойс летом регулярно происходит деформация бетонных дорог. Так, в июне 2022 года на шоссе I-94 бетонная плита вздыбилась из-за жары.
Германия: на автобане A93 в 2019 году при +38 °C асфальт выгнулся, повредив автомобиль.
Польша: летом 2023 года на трассе S3 в Западной Польше произошла аналогичная ситуация.
Россия: южные регионы, особенно Краснодарский край и Ростовская область, ежегодно сталкиваются с короблением дорожного покрытия.
Что делают дорожные службы в Казахстане?
Специалисты «КазАвтоЖола» реагируют оперативно:
- устраняют последствия коробления,
- восстанавливают дорожную геометрию,
- расширяют температурные швы,
- применяют современные технологии, включая усиленные компенсаторы и улучшенные составы бетона.
Также внедряются предиктивные системы мониторинга, позволяющие заранее отслеживать участки риска.
Важно понимать
«Явление «стреляющего» бетона – это не уникальная проблема, а физически объяснимый процесс, с которым сталкиваются даже развитые страны с высокими стандартами дорожного строительства. Важно, что на такие случаи реагируют быстро, принимаются меры по устранению и профилактике. Вместо критики необходимо понимание: бетонные дороги, хоть и обладают высокой долговечностью, требуют особого подхода при эксплуатации в условиях климата с резкими температурными колебаниями», – отметили в нацкомпании.