Ввести уголовную ответственность за обещание или предложение взятки хотят в Казахстане
Казахстан реформирует антикоррупционое законодательство

На рассмотрении в Мажилисе находится законопроект, который, по замыслу разработчика, должен сделать систему противодействия коррупции в Казахстане более эффективной. Одна из ключевых инициатив – криминализация обещания/предложения взятки, передает Azattyq Rýhy.
«В настоящее время парламент рассматривает новые поправки, призванные законодательно закрыть оставшиеся коррупционные «лазейки». Одна из ключевых инициатив – ввести уголовную ответственность за обещание или предложение взятки. Фактически речь о том, чтобы считать оконченным преступлением сам сговор о взятке – такая норма соответствует требованиям Конвенции ООН против коррупции, которую Казахстан ратифицировал в 2008 году. Антикоррупционные органы считают, что это поможет пресекать преступление до того, как госслужащий начнёт выполнять «услугу» за вознаграждение. Зарубежный опыт показывает: хотя судебных дел по таким эпизодам немного, сам факт наличия подобной статьи дисциплинирует общество, создавая культуру, при которой недопустимы даже разговоры о взятках. Другая важная новация – создание публичного реестра коррупционеров. Планируется, что в открытый список будут вноситься данные о гражданах, осуждённых за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления. Исключить из списка можно будет только после погашения или снятия судимости», – сказала главный эксперт Центра судебной системы и правоохранительных органов Института парламентаризма Алмагуль Хасенова.
Однако, по ее словам, не менее важно осознать, что одними законами проблему не решить. Коррупция укореняется там, где для нее есть питательная среда: теневая экономика, непрозрачность судебной системы и государственного управления, отсутствие общественного контроля и институтов гражданского общества, считает эксперт.
«Значит, параллельно с законодательными инициативами нужны комплексные управленческие и социально-экономические преобразования. Речь идет о реформе государственного управления – прозрачные бюджеты, децентрализация и сокращение бюрократии снижают возможности для коррупции. Также стоит вопрос укрепления независимости судов и правоохранительных органов – чтобы ни «телефонное право», ни кумовство не мешали наказать коррупционеров.
Важна работа с населением: формирование культуры нулевой толерантности к взяткам, когда давать их так же стыдно, как брать. Не случайно эксперты подчёркивают, что быстрые и жестокие методы, даже вроде возвращения смертной казни, не дают стойкого результата, если не менять систему в целом. Гораздо эффективнее путь выстраивания стратегически выверенной комбинации мер – превентивных, репрессивных, воспитательных. Законодательная база уже близка к международным стандартам, дальше всё зависит от правоприменения и поддержки реформ обществом. Когда честность станет выгоднее коррупции, тогда победа над последней будет делом решенным…», – утверждает Алмагуль Хасенова.
Республика включилась в борьбу с этим явлением еще на заре своей независимости. Еще в 1998 году Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве принял специальный Закон «О борьбе с коррупцией», утверждает она. Этот базовый документ закрепил понятие коррупции, круг субъектов коррупционных правонарушений, принципы и меры борьбы с коррупцией.
В 2015 году был принят новый Закон «О противодействии коррупции», который стал центральным нормативным актом в борьбе с коррупцией, основой для реализации антикоррупционной политики страны. Новая редакция учитывает изменившиеся реалии и международные стандарты.
«Следует указать, что казахстанское антикоррупционное законодательство предусматривает достаточно жесткую ответственность за коррупцию. Санкции за коррупционные преступления являются максимально строгими и сопоставимы с ответственностью за преступления против жизни. За совершение коррупционных преступлений предусмотрен пожизненный запрет занимать должности на государственной службе и в квазигосударственном секторе. Лица, совершившие коррупционное преступление, не могут быть осуждены условно. В отношении осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления не применятся условно-досрочное освобождение, а это значит, что такие лица должны отбывать наказание, что называется, «от звонка до звонка». Напомню, что даже при совершении убийства при отягчающих обстоятельствах применение УДО возможно. Лица, совершившие коррупционное преступление не могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с примирением, а сроки давности по коррупционным преступлениям являются повышенными.
Практика правоприменения показывает, что за коррупцию привлекаются как рядовые служащие, так и высокопоставленные чиновники – министры, акимы регионов и руководители нацкомпаний. Это свидетельствует не только о масштабности проблемы, но и о принципиальной позиции государства в ее решении», – подчеркнула эксперт.