Необходимо пересмотреть госстандарты по начальной военной подготовке, считает депутат
Невозможно повысить престиж армии при «остаточном» подходе к НВП, утверждает Юлия Кучинская

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Юлия Кучинская от имени депутатов фракции обратилась с депутатским запросом о начальной военной и технологической подготовке к заместителю премьер-министра Ермеку Кошербаеву, передает Azattyq Rýhy.
«Уважаемый Ермек Беделбаевич! Глава государства неоднократно отмечал важность военно-патриотического воспитания молодежи и необходимости совершенствования системы военно-патриотического воспитания в стране. Несмотря на то, что ключевым компонентом системы военно-патриотического воспитания является начальная военная и технологическая подготовка в школе, отношение к данному предмету носит «остаточный» характер. Более того, в утвержденной постановлением правительства Концепции военно-патриотического воспитания до 2030 года нет ни слова об изменении подходов к осуществлению начальной военной подготовки в школе»,– сказала Юлия Кучинская, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
По ее данным, сегодня предметом охвачены больше 700 тысяч учащихся 10-11 классов и студентов 1-2 курсов колледжей, обеспечивают подготовку свыше 5 тысяч преподавателей.
«В ходе выезда в регионы мы встречались с преподавателями начальной военной и технологической подготовки для обсуждения актуальных вопросов. В рамках работы над законопроектом о военно-патриотическом воспитании депутатами совместно с государственными органами отработаны нормы, расширяющие полномочия Министерства обороны в вопросах военно-патриотического воспитания, дополнены требования к преподавателям начальной военной и технологической подготовки», – отметила депутат.
Большой блок вопросов требует изменений на уровне подзаконных актов и контроля исполнения требований на местах, утверждает Юлия Кучинская.
«Во-первых, необходимо пересмотреть госстандарты по начальной военной подготовке. За последние 10 лет произошло сокращение учебного времени со 136 до 98 часов на весь курс и в программу включены новые разделы по робототехнике и технологической подготовке. В результате, по словам педагогов, количество разделов и тем, включенных в тематический план изучения предмета, превышает общий бюджет времени на их изучение. А обучаемые получают «поверхностные» знания – как по военному делу, так и по другим разделам.
Во-вторых, требуется четкая регламентация проведения учебно-полевых сборов для юношей и девушек. Согласно госстандартам, на сборы отводится треть времени, отведенного для начальной военной и технологической подготовки. Это значимая часть начальной военной подготовки. Однако, учитывая отсутствие условий, девочки были просто исключены из сборов», – сказала она.
Более того, каждый педагог проводит сборы по своему усмотрению и возможностям региона, так как нет ни рекомендаций, ни требований к материальной базе, безопасности, распорядку дня и так далее, утверждает депутат.
«В-третьих, повысить статус преподавателя начальной военной и технологической подготовки. Сегодня депутатами предложена поправка, предусматривающая требование к педагогу начальной военной и технологической подготовки о прохождении воинской службы. На уровне подзаконных актов министерств просвещения и обороны требуется решение вопросов квалификационных требований к педагогам и в части ношения формы. Внести дополнение по доплате за ведение кружковой работы.
В-четвертых, внести изменения в нормы оснащения оборудованием и мебелью для кабинетов начальной военной и технологической подготовки. Действующие нормы оснащения военно-техническим имуществом не соответствуют потребностям и темам учебной программы. Нет четкой регламентации по оформлению кабинетов», – продолжила Наталья Дементьева.
В результате на местах оснащение кабинетов начальной военной и технологической подготовки происходит по остаточному принципу, говорит она.
«В-пятых, необходимо пересмотреть систему оценки знаний обучающихся по предмету начальная военная и технологическая подготовка, возобновить балльную систему. На сегодняшний день оценка знаний осуществляется оценкой «зачет» или «незачет», это отводит предмет на второстепенную роль по сравнению с другими. Более того, не дает полной картины освоения обучающимся предмета.
Работа по военно-патриотическому воспитанию требует системного и комплексного подхода. Невозможно повысить престиж армии и военнослужащего при «остаточном» подходе к предмету. Слова не должны расходиться с делом», – подытожила депутат.