Как цифровизация облегчила казахстанцам доступ к госуслугам
Казахстан достиг значительных успехов в сфере развития цифровых технологий

В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности рассказали об основных успехах, которых удалось добиться в сфере цифровизации, а именно - об упрощении доступа граждан страны к государственным услугам, передает Azattyq Rýhy.
«С помощью цифровых технологий мы намерены максимально облегчить повседневную жизнь граждан и добиться равенства возможностей для всех. Для этого предстоит перейти к качественно новому формату цифровизации госуправления. Его суть заключается в том, что главный фокус государственной политики сосредоточен на человеке, его нуждах и интересах», – цитирует слова президента РК Касым-Жомарта Токаева пресс-служба Минцифры.
При этом в ведомстве ответили, что за прошедший 2024 год Казахстан смог достичь значительных результатов в реализации поручения главы государства. Так, были разработаны нормативные и методологические основы цифровой трансформации, сформирована экспертная база и запущены масштабные реформы в различных сферах.
Одним из ключевых инструментов цифровой трансформации стал реинжиниринг бизнес-процессов. Были пересмотрены более 1200 государственных процессов в 23 госорганах, оптимизированы 468 бизнес-процессов, что позволило сократить сроки их выполнения в среднем на 45%.
«В частности, в Министерстве сельского хозяйства реинжиниринг 98 процессов привёл к сокращению сроков оказания услуг на 55%. В Министерстве внутренних дел и Министерстве национальной экономики этот показатель составил 55% и 85% соответственно», - говорится в сообщении.
Одним из ключевых достижений 2024 года по праву считается повышение уровня цифровизации госуслуг. Так, согласно данным ООН, Казахстан вошел в топ-10 стран по индексу онлайн-услуг и занял 24-е место среди 193 стран по уровню цифровизации.
Больше 93% казахстанцев имеют доступ к электронным услугам через портал eGov. При этом 90,8% госуслуг имеются в смартфонах жителей страны. Биометрическая идентификация и QR-подписи упростили процесс получения электронных услуг. Только за 2024 год казахстанцы при помощи QR-кодов подписали больше 23 миллионов документов.
Именно на удобство, доступность и эффективность получения цифровых услуг направлена цифровая трансформация в Казахстане.
Благодаря цифровым решениям казахстанцам стало легче приобретать билеты на поезда и не только:
- так, цифровой военный билет полностью заменил бумажные документы;
- онлайн-зачисление в детские сады сделало процесс прозрачным благодаря системе ваучерного финансирования;
- внедрение «Европротокола» позволило оформлять ДТП без участия полиции, сократив сроки получения страховых выплат с 40 до 5 дней;
- автоматизация исполнительного производства исключила участие частных судебных исполнителей, снизив финансовую нагрузку на граждан;
- цифровизация упростила поступление в детские сады, школы, вузы и общежития, а также оптимизировала процессы в здравоохранении, социальной защите и регистрационных услугах.
«В 2025 году запланировано сокращение сроков 44 госуслуг, перевод 20 госуслуг в проактивный формат, а также трансформация 35 госуслуг. Результаты цифровой трансформации уже сегодня ощутимы для миллионов казахстанцев. Каждый проект направлен на повышение удобства, прозрачности и доступности государственных услуг. Повышение уровня цифровизации улучшает доступ к образованию, здравоохранению и социальным услугам, делая их более удобными и справедливыми. Теперь многие госуслуги доступны в онлайн-формате, без очередей и лишних бюрократических процедур», - отметили в Минцифры.