Спорт жаңалықтары Новости спорта, футбол, КПЛ

К Мамину должен быть конкретный вопрос: депутат Мажилиса поднял тему долгов КТЖ

Демеуова Алтын

Народный избранник считает, что долгое время олигархи обогащались за счет крупных проектов национальной компании

К Мамину должен быть конкретный вопрос: депутат Мажилиса поднял тему долгов КТЖ
Фото: sknews.kz

 

Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член фракции партии AMANAT Ерлан Саиров дал развернутое интервью. В ходе диалога он высказался о долгах АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) и назвал имена и фамилии, которые непосредственно несут ответственность за них, передает Azattyq Rýhy.

По словам Ерлана Саирова, ряд олигархов получали деньги не от перевозок КТЖ, а от смежных отраслей, связанных с компанией.

«КТЖ – это перевозки. Кроме перевозок у них нет других услуг. Они только перевозят пассажиров и грузы и все, другого у них нет. Теперь, есть смежные производства вокруг КТЖ – это ремонт, поставка горюче-смазочных материалов. Они тоже очень крупные. Так вот, одно время эта вся смежная отрасль была разделена между группами олигархов. И через вот эти смежные отрасли, деньги уходили к конкретным лицам – там Сатыбалды, Кулибаев, Евразийская группа и так далее. Они были реципиентами вот этих вот денег», – утверждает мажилисмен.

Также он отметил, что дорогостоящие железнодорожные дороги могли обойтись дешевле.

«Теперь следующий момент: КТЖ за последние 15 лет под видом различных, крупных трансграничных проектов выделялись очень крупные бюджетные средства и получались зарубежные кредиты. Это железнодорожная дорога Жезказган – Бейнеу, Шубарколь – Аркалык и так далее. И декларировалось о том, что, когда мы все эти построим, достигнем 20 миллионов тонн перевозки груза и так далее. Мы достигли 20 миллионов тонн перевозки груза? И насколько была целесообразность строительства в такую цену? Может можно было и дешевле построить?» – задается вопросами Ерлан Саиров.

Он отметил, что об этом нужно спрашивать Аскара Мамина. Напомним, последний занимал должность председателя правления «Қазақстан темір жолы» в 2016-2018 годы, был потом премьер-министром.

«Там где-то 4 миллиарда долларов было поручено зарубежных займов и из бюджета были выделены крупные средства. Кто контролировал, куда ушли эти средства? У каждой проблемы есть конкретная фамилия, в то время кто руководил КТЖ? Аскар Мамин, значит к нему должен быть конкретный вопрос: почему была целесообразность получать зарубежные кредиты, которые были привязаны к доллару. В этом-то и вся проблема. Насколько дешевле было построить все эти магистрали? Это все можно легко проверить. Тогда все прояснится – куда, каким образом ушли деньги. И бюджетные, и народные деньги. Это же государственное предприятие. И когда мы говорим, что там крупный кредит, этот кредит висит на шее у народа нашей страны», – заявил депутат.

Напомним, выступая на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК, председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов заявил, что АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» находится на грани выживания. Нацкомпания не способна оплачивать свои обязательства, находится в «красной» зоне кредитного риска.

В свою очередь в пресс-службе КТЖ выступили с заявлением, подчеркнув, что в нацкомпании, напротив, улучшаются финансовые показатели. В частности, как было отмечено, на текущий момент номинальный долг национальной компании составляет 2,9 триллиона тенге, 30% из которых в иностранной валюте.

«Ежегодно улучшаются производственные и финансовые показатели компании. В течение трех лет выручка компании показывает устойчивую динамику, поднявшись с 1,3 триллиона тенге в 2021 году до почти 2 триллионов тенге в 2023 году. По итогам 2023 года прибыль составила 134 миллиардов тенге, что в 4 раза больше 2022 года. Это наилучший показатель компании за последние 10 лет. При этом компания вовремя погашает все свои обязательства по кредитам», – сообщили в национальной компании.

Помимо этого, стабильное финансовое положение «Қазақстан темір жолы» также подтверждается уровнем кредитных рейтингов от ведущих международных рейтинговых агентств и доверием со стороны международных финансовых институтов, предоставляющих компании кредитные средства и гарантии (Moody’s Investors Service – кредитный рейтинг «Baa3», прогноз «Стабильный»; Fitch Ratings – кредитный рейтинг «BBB-», прогноз «Стабильный»; S&P – кредитный рейтинг «BB», прогноз «Стабильный»; Moody’s ESG Solutions – ESG рейтинг - А2, 57 баллов).

«В настоящее время компанией совместно с правительством и Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» проводится работа по постепенному повышению регулируемых тарифов и увеличению транзитных доходов для снижения уровня долга и обеспечения дотаточного уровня инвестиций в инфраструктуру и подвижной состава», – подчеркнули в нацкомпании.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.