Внешнеполитический курс Астаны основан на национальных интересах – политолог
По мнению Алексея Чекрыжова, Казахстан с возникающими вызовами справляется весьма успешно
«Мы должны быть креативными и открытыми всему новому. Перед нашей страной стоят четкие цели. Благодаря прочному единству и упорному труду мы достигнем всех поставленных целей», отметил Президент в ходе церемонии награждения лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз». Какие важные задачи и вызовы стоят сегодня перед Казахстаном? Как изменилась внешнеполитическая картина страны за минувший год? Эти и другие вопросы развития сотрудничества нашей республики с зарубежными партнерами, Azattyq Rýhy обсудил в интервью с экспертом уфимского Центра геополитических исследований «Берлек – Единство» Алексеем Чекрыжовым.
– Алексей Владимирович, насыщенной ли, на Ваш взгляд, была внешнеполитическая повестка Казахстана в ушедшем году? С какими странами Республика Казахстан усилила партнерство? Как это повлияет на развитие страны и, в целом, на укрепление позиции Казахстана на мировой арене?
– Современная геополитическая конъюнктура формирует насыщенную внешнеполитическую повестку для всех стран постсоветского пространства. Конечно, основные вызовы здесь связаны с эскалацией украинского кризиса и серьезным противостоянием западных государств и России. Нельзя отрицать того, что это серьезнейшим образом влияет и на Казахстан, формирует новые риски, но, вместе с тем, и определенные возможности. Но Астана с возникающими вызовами справляется весьма успешно. Сегодня реализацию внешнеполитического вектора можно назвать практически идеальной.
В последнее время, субъективно, перед Казахстаном стоит две ключевые задачи на внешнем треке. С одной стороны, республике жизненно важно сохранить стратегическое партнерство с Россией. С другой – нельзя игнорировать жесткий санкционный режим, введенный западными странами в отношении Москвы. Преодоление этих сложностей под руководством Президента Токаева в 2023 году является очевидным.
Говоря об усилении партнерства Казахстана с другими государствами, надо отметить, что современная внешняя политика страны представляет собой постоянное балансирование, основанное на оценке реальной геополитической картины и внимательном анализе соотношения сил в регионе и на мировой арене. Я сказал бы, что фактически внешняя политика Астаны не отвечает интересам ни одного из мировых игроков. Но в таком компромиссном подходе и раскрывается специфика многовекторности. Ключевые игроки мировой политики будут и дальше оказывать давление на республику для того, чтобы приобщить Казахстан к своему лагерю. Однако нет оснований для серьезных изменений во внешнеполитическом курсе Астаны, который основан на национальных интересах.
– Каким образом развивались в 2023 году отношения Казахстана и стран Центральной Азии?
– Президент Республики Казахстан неоднократно подчеркивал, что соседи по Центральной Азии являются друг для друга приоритетными партнерами по естественным причинам. Это объективно обусловлено очевидными факторами – географической близостью стран Центральной Азии, устоявшимися производственными и торгово-экономическими связями, а также, конечно, социокультурной близостью народов государств макрорегиона. Потенциал центральноазиатского партнерства ощутим, хотя в области внешнеэкономических отношений для каждой из стран «пятерки» большее значение имеют крупные торгово-экономические партнеры – Россия, Китай, ЕС и другие. Отсюда и возникают форматы «С5+1», а также широкая инфраструктура международных организаций, в которых участвуют государства региона. При этом в 2023 году состоялось очередное заседание Консультативной встречи глав государств Центральной Азии. Несмотря на то, что между участниками данного пятистороннего формата фиксируется достаточное количество противоречий, в ходе подобных встреч на высшем уровне ведется поиск общей позиции по ключевым вопросам мировой политики, устанавливаются приоритетные точки взаимодействия сторон. Среди наиболее актуальных вопросов сотрудничества всех государств региона явно выделяется общерегиональная инфраструктура безопасности.
– Каким образом складывались отношения нашей республики с Китаем, Америкой и Европейским союзом?
– Как я уже отмечал ранее, взаимодействие Астаны с крупнейшими игроками строится на основе поиска баланса их интересов, но с безусловным приоритетом национальных интересов Казахстана. В привязке к этому вопросу я акцентировал бы внимание на обратном – на том, как выстраивают отношения с Казахстаном Пекин, Брюссель и Вашингтон. Дело в том, что взвешенные внешнеполитические решения Астаны связаны как раз с тем, что они имеют встречный характер. В ответ на действия крупных игроков в Казахстане регулируют внешний вектор.
В случае с КНР 2023 год прошел довольно благоприятно и предсказуемо, что во внешней политике тоже важно. Пекин заинтересован в торгово-экономическом, инфраструктурно-логистическом и политическом партнерстве с Казахстаном. Это значит, что Китаю важна стабильная и дружественная атмосфера взаимоотношений с Республикой Казахстан. При этом многовекторность внешней политики Астаны здесь никак не мешает. К слову, аналогичный подход демонстрирует и Москва.
В свою очередь страны Запада могут позволить себе более резкую политику в отношении Казахстана. Так, в минувшем году столицу республики практически ежемесячно посещали делегации США и ЕС. Основной проталкиваемый нарратив западных чиновников был связан с намерениями Запада по отрыву Казахстана от сотрудничества с Китаем и Россией. Конечно, в Астане это видят и понимают цели крупных игроков. Отсюда и необходимость выстраивания тонкой политики баланса. В Республике Казахстан согласны с экономическим сближением с Западом, но не в ущерб взаимодействию с РФ и КНР.
– Деятельность международных диалоговых площадок. Где Казахстан в прошлом году проявлял особую активность?
– Ключевые международные площадки для Казахстана все-таки относятся к евразийскому региону. Сегодня это ЕАЭС, СНГ, ШОС, ОДКБ. Это объясняется естественными причинами и выгодами в области обеспечения безопасности и развития экономического сотрудничества. Постепенно силу набирает и модернизированный формат Организации тюркских государств. Ввиду натуральных выгод от членства в этих объединениях, особых изменений в этой картине не фиксируется и не ожидается. Отмечу, что Республика Казахстан в некотором роде уже традиционно является инициатором и вдохновителем дальнейшей работы некоторых международных площадок. Так, по предложению Касым-Жомарта Токаева в СНГ учредили Международную организацию по русскому языку. Опять-таки, именно Казахстан по линии организации Содружества инициировал обсуждение по ежегодному форуму волонтеров и приданию ему статуса постоянной площадки организации.