«Отвечать за две человеческие жизни – крайне сложно»: откровения врача-акушера

Все медицинское сообщество по-прежнему серьезно беспокоит индекс здоровья населения и, конечно, наших женщин

«Отвечать за две человеческие жизни – крайне сложно»: откровения врача-акушера
Фото: newsler.ru; tut-magaz.ru

Героиня нашего материала – главный врач павлодарского областного перинатального центра Айман Оспанова. Через ее руки и благодаря ее дружному коллективу за долгие годы в перинатальном центре на свет появилось большое число маленьких павлодарцев.

С какими сложностями столкнулись наши врачи-акушеры, гинекологи, реаниматологи, как пришлось в «ручном режиме» принимать нестандартные решения, как удавалось сохранить атмосферу в коллективе, спасать рожениц и сильно ослабленных деток, а еще самим не выгореть профессионально, – об этом мы расспросили главного врача перинатального центра, которую еще называют главной мамой этого уникального медицинского центра, где каждый день на свет появляются новые жизни, передает Azattyq Rýhy

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРИВЫЧНОМУ РИТМУ

– Сейчас ситуация по пандемии коронавируса стабилизируется, то есть мы не говорим, что вирус ушел насовсем, но значительно снизилось число новых заражений. Единичные случаи по региону выявляются, и это значит, что срабатывает массовый иммунитет, то, в чем нас убеждали. Для нас стало важным, что мы начали постепенный переход к привычному, допандемийному, ритму и режиму работы.

Нам даже разрешили долгожданные партнерские роды, что порадовало многих будущих мам и пап. Потому что было много нареканий, но все эти мероприятия были направлены прежде всего для охраны здоровья наших рожениц и малышей. В связи с большой скученностью людей вероятность заражения была очень высока, потому что основной поток на роды был направлен в наш центр.

И так длилось два года, очень непросто было, ситуация в любой момент могла выйти из-под контроля. Очень важным и правильным было решение руководства управления области о развертывании на базе первой городской больницы акушерского инфекционного госпиталя, мы одни из первых в республике приняли это решение. Был создан штаб, который координировал эту работу, мы выработали алгоритм оказания акушерской помощи женщинам и детям.

На начальном этапе пандемии никто не знал, как поступать, но времени на раздумья не было. На медиков легла колоссальная нагрузка, больницы порой работали с колес, управление было в «ручном режиме».

Если мы раньше принимали до четырех тысяч родов, то в условиях пандемии – 6,5 тысячи в год.

Конечно, были приняты все меры по увеличению штатной численности центра. За два года – больше 12 тысяч родов, благодаря усилению работы службы инфекционного контроля ОПЦ, нам удалось избежать внутрибольничных заражений и их последствий.

Были случаи, когда уже приходили с клиникой развернутого ковида, но в силу акушерских обстоятельств мы не могли им отказать и оказывали помощь, соблюдая все противоэпидемические мероприятия. Тут ответственность лежала на комиссии инфекционного контроля. Наряду со здоровыми шли роженицы с ковидом и какими-то сложными патологиями, это и сердечницы, и сахарный диабет, очень много разных заболеваний, которые осложнялись в течение беременности, – и все это нужно было удержать, нужно было сделать все так, чтобы и ребенку, и женщине было прежде всего безопасно.

Отвечать сразу за две человеческие жизни в такой период было крайне сложно, но наша команда справилась, наш персонал доказал свой высокий профессионализм. И сейчас испытываешь такое облегчение, словно лишний груз сбросил с плеч, – не делая никаких секретов, делится воспоминаниями о том, что происходило совсем еще недавно, главный врач перинатального центра.

Сложнее всего было в самом начале, и, как отмечает Айман Кайркеновна, глядя на то, что происходит в мире, какой страх и ажиотаж вызвал вирус даже в продвинутых европейских странах, было серьезное психологическое напряжение у наших отечественных медиков. Сотрудники центра находились на своем посту с «тревожными чемоданчиками», если возникала в этом необходимость, то мы, как и все наши коллеги, готовы были «жить на работе».

Никто же не был готов к этой пандемии, никто не ожидал такой высокой патогенности вируса и масштаба заражений, который охватил всю планету. По телевизору показывали переполненные госпитали и морги, ВОЗ каждый день обновляла статистику заболевших и погибших, включая в список, куда распространилась болезнь, все новые и новые страны. Тогда всем медикам пришлось непросто, ведь ни у кого не было ни четкого понимания особенностей клиники и специфики проведения терапии, ни ясных протоколов лечения, ни специальных лекарств.

Весь мир столкнулся с огромными людскими потерями, система здравоохранения Павлодарского Прииртышья потеряла немало хороших, грамотных, высокопрофессиональных медиков, которые, рискуя собственными жизнями, сутками, неделями и месяцами находились рядом с пациентами. Это самая тяжелая боль для нас. Работа в защитных спецкостюмах, очки, маски, перчатки, резиновые сапоги, – человек, конечно, устает постоянно пребывать в таком режиме, просто выгорает эмоционально, потому что организм требует отдыха и передышки, да и нервы – они тоже не железные, – говорит Айман Кайркеновна. – Для меня как организатора важно было в этот период обеспечить и психологический климат в коллективе, поддержать и быть рядом всегда.

ОТРАБОТАЛИ БЕЗ ПАНИКИ

По словам Оспановой, поток рожениц, несмотря на пандемию, не сокращался, напротив, были периоды резких скачков.

– Даже когда появился новый штамм омикрон, в сутки выявляли до 13 человек с подтвержденным диагнозом «ковид», вы знаете уже высокую контагиозность и распространение этого штамма. В таких случаях, оказав помощь, исключив риски, их переводили в акушерский инфекционный госпиталь, согласно приказу. Оплата за пролеченный случай проводилась стандартно за роды, за ковид доплат не проводилось.  Для нас главным было принять роды, оказать помощь, стабилизировать состояние. Вот таким был алгоритм действий на протяжении почти всех двух лет, – напомнила Айман Оспанова.

Следуя действовавшим первоначально протоколам лечения, медики оставляли новорожденных в перинатальном центре, то есть разобщали маму и ребенка. И только спустя время был принят новый алгоритм.

Позже Министерство здравоохранения приняло решение не разлучать новорожденного с мамой, при этом принимая все меры защиты: маска, защитный экран – этого было достаточно, чтобы минимизировать риск заражения.

Все медицинское сообщество по-прежнему серьезно беспокоит индекс здоровья населения и, конечно, наших женщин. В настоящее время есть много программ по оздоровлению, выявлению групп риска по различным патологиям, различные скрининги. Их много, однако, к великому сожалению, большая часть населения их игнорирует. Но, когда вопросы касаются планирования семьи, рождения здоровых детей, этот вопрос должен быть первоочередным.

Во второй части материала доктор расскажет важнейшие составляющие планирования семьи. 

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.