$ 512.81  604.19  6.57
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Крушение самолета AZAL под Актау: опубликованы промежуточные итоги расследования

Документ подготовлен к годовщине авиакатастрофы

Крушение самолета AZAL под Актау: опубликованы промежуточные итоги расследования
Фото: пресс-служба МЧС РК

Министерство транспорта Казахстана опубликовало промежуточные итоги расследования крушения самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines близ Актау. По результатам расследования, повреждения воздушного судна предположительно были вызваны поражающими элементами боевой части, однако их принадлежность установить не удалось, передает Azattyq Rýhy.

Документ подготовлен к годовщине катастрофы в соответствии с Конвенцией ИКАО и Правилами расследования авиационных происшествий.

Обстоятельства происшествия

25 декабря 2024 года вблизи города Актау произошло крушение самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявшим пассажирский рейс J2-8243 по маршруту Баку — Грозный.

В результате происшествия погибли 38 человек, в том числе три члена экипажа. Телесные повреждения различной степени тяжести получили 29 человек.

Расследование ведет комиссия, назначенная приказом исполняющего обязанности министра транспорта Казахстана от 26 декабря 2024 года. В работе комиссии участвуют уполномоченные представители Азербайджанской Республики, Российской Федерации, Федеративной Республики Бразилия, а также наблюдатель от Международной организации гражданской авиации. Первый предварительный отчет был опубликован 4 февраля 2025 года.

Цель расследования и параллельные процессы

В Министерстве транспорта РК подчеркивают, что, в соответствии с приложением 13 ИКАО, единственной целью расследования авиационного происшествия является предотвращение подобных случаев в будущем. Установление чьей-либо вины или ответственности в задачи расследования не входит.

Наряду с расследованием, проводимым комиссией Министерства транспорта, правоохранительными органами Республики Казахстан осуществляется уголовное расследование. Эти процессы проводятся отдельно от любых судебных или административных разбирательств, направленных на установление вины или ответственности.

Информация, полученная в ходе расследования, может использоваться участниками исключительно для проведения корректирующих мер и действий, направленных на повышение безопасности полетов, и не подлежит разглашению до завершения расследования.

Ход расследования

На момент подготовки промежуточного сообщения комиссией выполнен сбор и анализ фактических данных, включая сведения об экипаже, диспетчерах органов воздушного движения, нормативные акты эксплуатанта, документацию по подготовке и выполнению полета, метеорологическую информацию и материалы технического обслуживания. Получены копии бортового журнала и иной документации, относящейся к полету.

Проведена работа с бортовыми самописцами: извлечены, идентифицированы и расшифрованы параметры полета с регистратора полетных данных, выполнена расшифровка бортового речевого самописца.

Комиссией проведен детальный осмотр места авиационного происшествия с фиксацией пространственного положения элементов конструкции воздушного судна. Выполнены фото- и видеосъемка, сбор и вывоз агрегатов воздушного судна с места происшествия.

Экспертизы и исследования

В рамках расследования проведена комплексная трасологическая, баллистическая, взрывотехническая и пожарная экспертиза выявленных посторонних металлических предметов. По ее результатам следов взрывчатых веществ не обнаружено. На трех кислородных баллонах следов взрыва не выявлено.

Повреждения воздушного судна предположительно были вызваны поражающими элементами боевой части, однако их принадлежность установить не удалось.

Трасологическая экспертиза части трубки гидравлической системы №2 показала наличие повреждений, образованных в результате разрыва металла при соприкосновении с твердыми предметами. Сквозные повреждения могли быть образованы металлическими фрагментами, изготовленными из сплава металлов на основе железа.

Из-за термического воздействия извлечь данные из кассеты Центрального компьютера технического обслуживания производства Honeywell International Inc. не представилось возможным. Производителем рекомендовано проведение исследований с участием компании Delkin Devices Inc.

В настоящее время комиссия ведет переговоры с уполномоченным представителем Соединенных Штатов Америки о проведении таких исследований.

Исследование кассет глобальной системы позиционирования GPS1 и GPS2, извлеченных из модульных блоков авионики производства CMC Electronics, завершено. Проводится анализ полученных данных.

Работа рабочих групп

В ходе расследования сформированы две рабочие группы. Первая занимается анализом оценки рисков при выполнении полетов над зонами конфликтов или вблизи них в соответствии с Doc 10084 ИКАО. Комиссия анализирует документацию, представленную авиационными властями Российской Федерации, Республики Казахстан, Азербайджанской Республики, а также авиакомпанией Azerbaijan Airlines, включая вопросы взаимодействия гражданского и военного секторов при обеспечении безопасности полетов.

Вторая рабочая группа провела выкладку элементов гидравлической системы №2 в городе Актау с целью восстановления пространственной взаимосвязи фрагментов. Работы завершены, проводится анализ.

Дальнейшие этапы

Комиссия ожидает завершения исследований кассеты Центрального компьютера технического обслуживания, а также формирования отчета рабочей группы по анализу оценки рисков при выполнении полетов над зонами конфликтов или вблизи них.

Окончательные сроки завершения расследования зависят от сроков выполнения всех назначенных исследований и работ. Причины происшествия, возможные способствующие факторы и рекомендации по безопасности полетов будут изложены в окончательном отчете, который опубликуют на сайте Министерства транспорта Республики Казахстан.

Напомним, 25 декабря 2024 года самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, разбился в трех километрах от аэропорта Актау. 

Согласно официальным данным, на борту самолета находились 67 человек, включая 5 членов экипажа. Среди пассажиров: 42 граждан Азербайджана, 3 гражданина Кыргызстана, 16 граждан России. 

В результате авиакатастрофы выжили 29 человек. В областную больницы были госпитализированы 27 взрослых, а в детскую больницу – 2 детей. К сожалению, все шестеро граждан Казахстана погибли, были названы их имена. 

Расследованием громкого дела занимается казахстанская полиция. Уголовное дело заведено по статье «Нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». 

В Казахстане была создана правительственная комиссия по расследованию причин авиакатастрофы самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines в районе аэропорта города Актау.

В ноябре 2025 года вице-министр транспорта РК Максат Калиакпаров рассказал, когда объявят окончательные итоги расследование крушения самолета азербайджанской авиакомпании рлж Актау.

Новости партнеров