Казахстан следует в фарватере своих интересов – политолог Андрей Выползов
Он прокомментировал выступление Президента на ежегодном Боаоском азиатском форуме
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие на ежегодном Боаоском азиатском форуме (БАФ) в качестве почетного гостя. Форум проходит в китайской провинции Хайнань под девизом «Азия и мир: общие вызовы, общая ответственность». Президент Казахстана отметил важную роль платформы как центра диалога и международного сотрудничества на фоне беспрецедентной глобальной неопределенности, геополитической турбулентности и экономических потрясений. Редакция Azattyq Rýhy попросила поделиться мнением о тезисах главы государства на БАФ и вызовах, которые стоят перед Казахстаном, руководителя российского аналитического агентства «Стан-Центр» Андрея Выползова.
– Токаев выступил на пленарной сессии Боаоского азиатского форума, который проходит девизом «Азия и мир: общие вызовы и общая ответственность». О каких глобальных вызовах говорил казахстанский президент?
– Очевидно, что речь Касым-Жомарта Токаева на Боаоском азиатском форуме, как и сам визит, посвящены укреплению торгово-экономических связей между Казахстаном и Китаем. Ключевых посылов, на мой взгляд, – два. Во-первых, это рост китайских капиталовложений в казахстанскую экономику, а во-вторых, рост грузового транзита из Китая в Европу через Казахстан. Ваш президент назвал впечатляющую цифру – 80% всех сухопутных перевозок между Китаем и Европой осуществляется через Казахстан. На самом деле это колоссальный потенциал для развития страны на последующие поколения, естественно при своевременной модернизации всей этой транспортной инфраструктуры. За это, как говорится, стоит побороться.
Ещё в речи Токаева в Боао мне понравились тезисы о справедливости. Он сказал, что мир нуждается в новой многосторонней торговой системе, основанной на принципах справедливости и открытости, а во главу угла должны быть поставлены равные возможности для всех стран, а не получение выгоды лишь избранными. Здесь я вижу солидарность со словами нашего президента Владимира Путина, который постоянно говорит, что Россия борется за создание более справедливого мира – многополярного, а на недавнем Всемирном фестивале молодёжи в Сочи Путин призвал иностранных студентов строить справедливый мир.
– На форуме Токаев назвал казахско-китайские отношения моделью эффективного партнерства. Насколько успешно Казахстан реализует свои интересы в отношениях с Китаем?
– Можно сказать, что казахстанско-китайские отношения на подъёме. Мы все прекрасно знаем, что Касым-Жомарт Токаев – «спец» по Китаю, глубоко знает жизненную философию китайцев, знает их понимание течения времени. Знает, наконец, китайский язык. Всё это, безусловно, помогает развитию связей. Буквально в эти дни в Пекине состоится открытие Года казахстанского туризма в Китае, что, на мой взгляд, очень гармонично с экономикой, что как раз свидетельствует о всестороннем подходе к сотрудничеству с Поднебесной.
– Если говорить о вызовах для международной и региональной безопасности, то особенно актуально это в свете жестокого теракта в России. Как вы оцениваете позицию, которую казахстанский президент занял и озвучил сразу после событий в «Крокус сити холле»?
– Позиция человеческая, что ещё можно сказать. Касым-Жомарт Токаев первый выразил соболезнования Владимиру Путину и российскому народу. В тот же вечер, когда в Астане было уже довольно поздно. Такие символы в большой политике дорогого стоят. По моему мнению, Казахстан как никто другой понимает опасность радикальных исламистов. Их смертельное дыхание казахстанцы почувствовали в трагические дни Кантара, и сегодня и Казахстан, и Россия как многонациональные и многоконфессиональные государства отдают себе отчёт в том, что через подобную вражду очень легко обрушить общественно-политический порядок. Довести его до точки невозврата. Поэтому надо быть вместе, только так можно сохранить добрососедские межнациональные отношения на евразийском пространстве.
– Несколькими днями ранее Касым-Жомарт Токаев принял в Астане американского сенатора Стива Дэйнса. Кроме двустороннего парламентского и экономического сотрудничества они обсудили вопросы международной безопасности. Касым-Жомарт Токаев выразил мнение, что в борьбе против терроризма все страны, невзирая на противоречия во взаимоотношениях друг с другом, должны объединить усилия в рамках масштабной международной коалиции. Что вы думаете об этом заявлении и позиции казахстанского президента?
– Что касается взаимоотношений Казахстана со Штатами, то я с улыбкой читаю мнения некоторых экспертов, что Астана «прогибается» под Вашингтон. Хочется спросить у таких аналитиков, а вы в курсе, что Россия после 2022 года как продавала, так и продаёт США нефть, газ и титан. Десятки тысяч тонн титана! Очевидно, что у каждого государства на первом месте – национальные интересы, и в этом плане что Казахстан, что Россия следуют в фарватере своих интересов. К тому же, возвращаясь к аудиенции американского сенатора у Токаева, ясно, что Астана играет свою шахматную партию. Тот же Стив Дэйнс – республиканец, соратник Дональда Трампа. В США этот Дэйнс, как говорится, и в хвост, и в гриву критикует Джо Байдена. Поэтому контакты Астаны с американским политическим истеблишментом, на мой взгляд, следует воспринимать как элементы большой мозаики. А учитывая предложение Токаева создать масштабную международную коалицию в борьбе против терроризма, «невзирая на противоречия друг с другом», остаётся только оценить красоту этой игры.
– Оценивая последние события в регионе и ситуацию в системе международных отношений, в каких условиях руководству Казахстана приходится проводить свой внешнеполитический курс?
– Давление – жёсткое. При этом, если вновь сравнивать с шахматами, то Токаев вынужден не только делать правильные ходы на геополитической доске, но и приводить в чувство свою команду, в которой, как у каждого серьёзного шахматиста, есть тренеры, психологи, администраторы... Таким образом, внешне- и внутриполитические вызовы – это сегодняшний вызов Казахстана. Да, между сильными соседями отстаивать интересы своей страны – тяжелейший труд, но и чувствительность казахстанского общества тоже накладывает ответственность, поскольку все действия президента и его команды находятся под микроскопом соцсетей.